Вступительное слово
Мы живем в счастливое время. О войне знаем из фильмов, книг, рассказов очевидцев. Мы мало знаем, что среди нас живут люди, которые пережили войну, прошли большой жизненный путь, испытали трудности, а сейчас нередко чувствуют себя забытыми и одинокими. Эта тема особенно актуальна в год 73-й годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В рассказе Бориса Екимова «Ночь исцеления» о войне говорится не напрямую, а косвенно. В основе произведения – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. Среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин. Без них не было бы Победы. Это женщины, которые, взвалив на себя всю тяжесть мужской работы, тоже приближали нашу Победу. Именно они сберегли детей и сохранили родные очаги и семьи. Вот об этом и о многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления»
Мы не случайно взяли произведение Бориса Петровича, так как в этом году исполняется 80 лет со дня рождения волгоградского писателя.
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в «Союз писателей России», а через три года окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир» «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека, послевоенного времени и отголоски страшного времени.
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд» писал: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».
Так ли это, насколько сильно повлияла война на жизнь обычных людей – все это нам предстоит выяснить на уроке, изучая произведения Бориса Екимова «Ночь исцеления».
Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»
- Какое впечатление произвел на вас рассказ, менялось ли ваше отношение к героям в процессе чтения?
Рассказ помогает задуматься о своих близких, о смысле жизни. Отношение менялось: в начале рассказа мы радовались вместе с героиней приезду внука, потом сопереживали и в конце были спокойны, думая о том, что баба Дуня не одинока.
- Можем ли мы выделить главного героя в этом произведении?
На первый взгляд, главным героем произведения является Гриша, так как именно он изменяется в течение рассказа, он взрослеет, становится мудрее. Но бабушка выступает как собирательный образ, человек переживший кошмары войны, все еще испытывает отголоски на себе.
- Баба Дуня живет одна. Как вы думаете, что значит одиночество для пожилого человека? Из рассказа мы узнаем, что у нее была семья, но что повлияло на одиночество Дуни? Почему она редко гостила у родителей Гриши? Связано ли это с тем, как они относились к ней и ее болезни?
Одиночество для пожилого человека – это остаться одним, никому не нужным, чувствовать себя беспомощным. У бабы Дуни хоть и была семья, но виделись они очень редко. И из текста мы можем понять причины, почему так редко гостила Дуня у сына. «Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…
Вторая причина была важнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. Конечно, все просыпаются – валерьянки дадут и разойдутся. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою.
Дуня: «Совестясь, чувствовала себя …виноватой», «горевала»; « вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу».
- После войны прошел уже не один десяток лет, но Дуня по-прежнему страдает. В чем причина этих страданий?
Баба Дуня до сих пор вспоминает все проблемы, которые были на войне. В памяти остались самые страшные события в ее жизни. Во время войны она потеряла хлебные карточки, а дома трое маленьких детей.
Чтобы накормить детей, она идет за Дон за желудями. Набрала два мешка. А на пароме лесники стали отнимать, вроде как не положено.
« — Зима находит… Желудков напастись… Ребятишкам, детишкам…- бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – И рыдания оборвали крик»
- Что изменилось в жизни бабушки Дуни с приездом внука?
Баба Дуня, разом оживилась, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша. Даже когда Гриша убегал с ребятами кататься на лыжах, и баба Дуня оставалась одна, «…то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме». «Нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла»
- Проследите, как меняется отношение Гриши к бабе Дуни на протяжении всего рассказа?
Прошлое бабушки вначале воспринимается Гришей отстранённо, то, чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли мальчика. Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «- А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность: «Снится – и было». В финале рассказа Гриша стал понимать бабушку, стал сочувствовать ей. Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Гриша разговаривал с бабушкой мягко, спокойно, ласково, с любовью. Он готов помогать бабушке не одну ночь, сколько понадобится, лишь бы баба Дуня исцелилась.
- Чтобы помочь бабушке, мать дает Грише совет: «Спать тебе баба Дуня даёт? – И посоветовала: — Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестаёт. Мы пробовали». Воспользовался ли мальчик советом матери? Почему?
Мамин способ быстрый, легкий, жестокий. Он подавлял психику бабушки, не исцелял ее, а помогал окружающим заснуть. Это эгоистичное поведение. Гришин способ долгий, трудный, но более гуманный. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Мальчик думает не о себе, а о бабушке, т. е. исцеляет ее, именно он ей помогает.
- Война – тяжелое время для любого человека, и даже после войны люди содрогаются, вспоминая о кошмарах. Стоит ли проявлять к таким людям сочувствие? Помочь пережить боль? Как бы вы поступили, оказавшись на месте Гриши?
Безусловно, стоит проявлять внимание, оказывать заботу и принимать участие в жизни таких людей. Постарались найти выход из данной ситуации.
Рецензент: Селезнева Виктория ФЛ-РЛБ-51