Изучение в старшей школе повести Бориса Екимова «Пиночет»

Изучение в старшей школе повести Бориса Екимова «Пиночет»

Вступительное слово
Борис Петрович Екимов родился в 1938 году. Свою творческую деятельность писатель начал в 1965 году. Он удостоился многих литературных премий. Его повести, рассказы, очерки основаны на том, что хорошо знакомо писателю: на быте, на возможностях и тяготах жителей современной сельской местности. Писателя часто называют продолжателем деревенской прозы, но, на самом деле, он скорее вступает в полемику с последователями данного направления. Да, Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях своих земляков, но он не грустит по ушедшему. Его привлекают герои-личности, люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства, они сами противостоят, как могут, всем трудностям. Таков и главный герой повести «Пиночет» (2000), председатель полуразворованного колхоза, Корытин. Для анализа повести нам надо знать, что колхозы появились в Советской России в конце 1920-х годов. Под правлением И.В. Сталина в стране были приняты очень жесткие меры. За воровством или нечестностью сразу следовало тюремное заключение без права на оправдание. Несмотря на голод, люди просто боялись унести и горсть пшена из колхоза. В повести рассказывается о 90-х годах. В 1991 году произошел распад СССР.  До этого момента земля, имущество — все было социалистической собственностью. В ходе перестройки началось постепенное возрождение частной собственности в экономике. Люди чувствовали вседозволенность. Сохранение и приумножение общего имущества стало больше не столь значимым. Колхозы разваливались. Те, кто все же оставался в колхозе, находились в сложной материальной ситуации. А в условиях безнаказанности мотивация личного обогащения для многих стала ведущей. Поэтому в повести мы часто сталкиваемся с эпизодами, в которых воруют колхозное имущество.

 

Система вопросов к повести.

1) Какие чувства у вас остались после прочтения повести?

Скорее отрицательные, чем положительные. Да, Корытин «навел порядок», но его не любят люди. И ладно, если бы это были просто разговоры за его спиной. Он и его семья страдают от нападок жителей хутора. Поэтому остается чувство несправедливости и безысходности после прочтения повести.

2) Почему в колхозе идет такое резкое расслоение общества, хотя это не характерно для него?

Потому что в этом колхозе многие присваивают себе общее имущество. Что, конечно, влияет на уровень достатка каждого. Ведь не все соглашаются воровать (например, Степан).

3) Почему люди воровали в колхозе?

Больше не было «общей собственности» как понятия. Кто-то воровал из-за нужды, а кто-то — из-за желания наживы. Но чувство вседозволенности во время перестройки позволяло забыть о совести людям.

4) Разделяете ли вы точку зрения: «Хочешь жить – умей вертеться» или все же есть рамки, за которые нельзя выступать?

Конечно, невозможно просто плыть по течению в этой жизни и рассчитывать на успех. Обязательно нужно что-то делать, как-то развиваться, потому что бездействие – все равно, что смерть. За свое «место под солнцем» нужно бороться. И для этого есть достойные методы. Мне кажется, что человек не должен ставить свои интересы превыше всего и идти по головам к цели. Определенно, есть рамки, за которые нельзя выступать. И каждый человек определяет сам для себя эти границы. Конечно, было бы намного легче, если бы у людей были одни четкие ориентиры. Но все мы разные, потому, в силу своих принципов и человеческих качеств, мы по-разному определяем для себя методы достижения своих целей. Что встречается нам и в повести, когда мы видим семью Степана, которая живет при «новых» условиях беднее, чем те же Моргуновы. Вот здесь и проявляются нравственные «рамки» представителей этих двух семей.

5) Знаете ли вы кто такой Пиночет?

Да, это чилийский военный диктатор. Он известен своей жестокостью.

6) Все верно. В 1973 году в Чили произошел военный переворот, который активно освещался с СМИ в СССР. О жестоких расправах над политическими оппонентами, о массовых казнях  говорила вся страна. Возглавил этот переворот Аугусто Пиночет. С этого момента его имя стало нарицательным и синонимом к слову «жестокость». А как вы думаете, заслуживал ли Корытин такое прозвище?

Конечно, Корытин действовал резко и достаточно жестко, но он не был жестоким и бесчеловечным. Именно так и надо было поступать в сложившейся ситуации. Более лояльные меры не помогли бы. Я не думаю, что он заслужил это прозвище, потому что Корытин все делал в интересах колхоза, в интересах людей. В его поступках не было корысти. И, например, в ситуации с Вахой, он поступил очень даже гуманно. С его стороны не было жестокости по отношению к людям.

7) Давайте разберем три ситуации из повести, где Корытин, по мнению жителей, проявил жестокость. За 5 минут подготовьте, пожалуйста, тезисы «за» и «против» поступка главного героя. Первый ряд разбирает ситуацию с женщиной, которая воровала поросят. Второй – ситуацию с Вахой. А третий разберется честно ли поступил Корытин с Моргуновыми. Вы можете совещаться между собой.

1) «Против»: эта женщина воровала для того, чтобы прокормить свою семью; семья осталась без кормильца, когда Корытин уволил ее. «За»: сам поступок – воровство – уголовное преступление. Корытин поступил с ней по-доброму, когда просто уволил и не стал настаивать на уголовном наказании; председатель колхоза не мог просто сделать выговор, потому что все осталось бы, как и было. Эта ситуация должна была быть уроком для остальных жителей колхоза.
2) «Против»: многие в колхозе могли найти работу у Вахи и получить деньги, чтобы кормить свою семью. «За»: снова встречаем воровство, которое само по себе уже показатель того, что Ваха поступает плохо; так как у Вахи было много скота, он практически стал хозяином в Зоричеве. Это  противоречит идее колхоза; нам не описывают действия сыновей Вахи, но из некоторых фраз Вани понятно, что они чувствуют себя хозяевами в колхозе, и поэтому могут позволить себе устраивать бесчинства; Корытин дал Вахе выбор: тюрьма или его отпускают с семьей, но они должны покинуть колхоз. Это был даже слишком добрый поступок.
3) «Против»: возможно, Моргуновы имели право требовать то имущество, которое они заявили. «За»: Корытин поступил исходя из интересов колхоза («Я – не хозяин, пускай народ решает»). Было честно предложить им не только тракторы, но и кровати, которых на складе колхоза было много. Моргуновы хотели оставить всех людей ни с чем, Корытин не позволил этого сделать; и опять же, Моргуновы захотели покинуть колхоз, потому что их поймали на воровстве зерна. Они поняли, что их ждет участь Вахи, и решили унести наворованное с собой.

8) Мы разобрались почему Корытина считали жестоким люди в колхозе. А как вы думаете, почему Катерина так переживала за своего брата, когда узнала, что его называют Пиночетом?

Потому что она знала его достаточно хорошо, чтобы быть уверенной в том, что ее брат не заслуживает такого прозвища. И, конечно, Катерина понимала, хоть Корытин не показывает, что его обижает такое отношение людей, но все равно на душе у него очень тяжело. Это не та работа, которой он хотел заниматься. Ее брат остался в колхозе только из-за просьбы отца. И сейчас Корытин старается восстановить дело всей его жизни в память о нем. Он точно не заслуживал такого отношения со стороны людей к себе.

9) Может ли человек сохранить доброе к себе отношение людей, если он занимает руководящую должность и строит дела честно, с расчетом на общее благополучие?

Мне кажется, что, чаще всего, нет. Потому что в человеческой психологии заложено то, что мы все эгоисты, и общие интересы обычно стоят после личных. Люди, привыкшие идти по головам ради своей цели, не будут рады «честному» порядку, который, скорее всего, будет усреднять доход  каждого. Так и произошло в ситуации с Корытиным.

10) Может ли человек проявлять милосердие, занимая высокий пост? Подкрепите свой ответ примерами из литературы. 

  1. С одной стороны, да, может. Например, Императрица в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина проявила милосердие и помиловала Гринева, поверив незнакомой девушке, что он не виноват. Человек, наделенный властью, не может отрываться от народа и, в первую очередь, всегда должен слушать свое сердце. Но с другой — нет, не может. Так, например, в поэме «Медный всадник» по-другому представлен этот конфликт. Интересы или народа, или государства  — выбор, который делает каждый монарх. К сожалению, невозможно совместить два этих аспекта. Петр I выбрал построить город на непригодной местности, закрыв глаза на возможную опасность для жизни людей. И это закончилось большой трагедией для народа. Но великолепный город на Неве до сих пор считается украшением России.

 

Список литературы:

  1. Екимов Б.П. «Пиночет»// Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=60567&p=1
  2. Биография Бориса Екимова// Международный культурный портал «Эксперимент» [Электронный ресурс]. URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova

Рецензент: Чунаков С.А.