Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

Изучение на уроке литературы в 10 классе рассказа Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

Вступительное слово 

Урок посвящен современной прозе как носителю традиций классической литературы.

Современная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием и вбирает в себя множество направлений и приемов. Сюда, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Петровича Екимова. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, актуальность освещенных в текстах проблем, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современного читателя.

Борис Екимов. Фото: АиФ/ Геннадий Михеев

Стоит отметить, что Борис Петрович наш земляк, и многие его произведения посвящены Донскому краю. Сквозь его тексты проходит мотив реальных жизненных будней простого человека, они пронизаны тревогой за его судьбу, нравственное начало, его будущее. Центральная тема произведений – самоопределение человека в жизни, т.е. осознание себя и своей принадлежности этому миру. Герои его рассказов и повестей – жители донских хуторов, простые люди, в которых читатель сможет узнать себя или своих знакомых.

Как раз о таком произведении и пойдет речь на нашем уроке.

«Говори, мама, говори» – рассказ, написанный в 2006 году. В нем поднимается вечная проблема отношений родителей и детей. Дети взрослеют и покидают старых родителей, оставляя их в мучительном одиночестве. Да, у нас есть различные гаджеты, что позволяют нам связаться с любым человеком, как бы далеко он не был. Но правда ли это нас сближает?

Давайте ознакомимся с произведением поближе и убедимся, насколько жизненны рассказы Бориса Екимова.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Рассказ грустный. Автор показал нам современную жизнь, полную забот, дел, суеты. Он заставляет нас задуматься о своих близких. Дочь героини рассказа вовремя осознала, что однажды может случиться так, что некому будет звонить. Рассказ близок человеку любого возраста. Кто-то увидит себя на месте Катерины, а кто-то – современным уставшим взрослым ребенком.

  1. Рассказ начинается с того, что Катерина обдумывает свой переезд к дочери в город, у нее есть сомнения. В чем причина этих сомнений?

У Катерины много поводов, чтобы не переезжать к дочери. Первый – она не хотела оставлять свой дом без присмотра: «Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут». Второй – хутор и без того немноголюдный, видимо, она не хочет его покидать, чтобы он окончательно не опустел. Третий – страх перед новым местом, для стариков это частая причина.  Возможно, что тут есть место сомнениям по поводу того, нужна ли старая женщина молодой семье, не будет ли она обузой.

  1. Каково отношение Катерины к «мобильнику»?

Отношение Катерины к «мобильнику» неоднозначное. С одной стороны, телефон на какое-то время заменяет Катерине дочь, о чем она сама рассказывает своей соседке: «Одно слово – мобила. Нажал кнопку, и враз – Мария. Другую нажал – Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить?». Но с другой, он отдаляет их друг от друга. Звонок матери очень дорого обходится из-за тарифа, тем самым лишая Катерины полноценного, душевного разговора, который так необходим старому человеку.

  1. В рассказе часто повторяется, что голос дочери был далеким, но в последнем их разговоре голос был лишь «издалека». Изменилась ли в дальнейшем ситуация?

Ситуация, определенно, изменилась. Все время дочь звонила Катерине только узнать о «важном», т.е. только по делу. В этом разговоре не было душевного тепла, которого так не хватало старой одинокой женщине. Поэтому ей казалось, что голос дочери очень далек от нее, и с каждым разом все отдалял мать и дочь друг от друга, оставляя сухие «деловые отношения». Но все стало иначе, когда дочь позвонила просто услышать голос матери. Мы можем это проследить по описанию ее голоса: он был издалека, потому что физически сама дочь была далеко, но морально они сблизились через этот разговор. В подтверждение, автор описывает момент, как дочь представляет свою мать, будто видит ее наяву, в этот момент они стали ближе друг к другу.

  1. В рассказе есть такой момент: «Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном. Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей…». Как бы вы ответили на этот вопрос?  И зачем автор вводит в рассказ сон Катерины?

Главным в жизни для человека должна быть семья. Поэтому Катерина и расстраивается, что дочь не хочет ее слушать. У стариков скучная жизнь, но это не значит, что они не хотят поговорить с близким человеком, высказать, что у на сердце, да просто нужно человеческое общение. Поэтому и рассказывает она то о груше, то о сне. Сон не несет смысловой нагрузки в тексте, он просто событие из жизни Катерины, которым она может поделиться с дочерью, чтобы было,  что рассказать.

  1. Как вы думаете, зачем Катерина разговаривала с радио, и какие эмоции вы испытывали, читая этот момент рассказа?

Было очень жалко бедную старушку. Ей так не хватает общения, человеческой заботы, поговорить с кем-нибудь, пожаловаться, чтобы пожалели. А голос в радио был ласковым и задавал такие вопросы, на которые так и тянуло ответить, будто с живым человеком поговорила.

  1. Почему Катерина не хочет «ликвидировать» грушину-черномяску, если она мешает ей, и зачем Катерина рассказывает дочери о ней?

Груша становится символом прошлого, где дочь жила еще с матерью, где Катерина была не одинока. И дочь так любит эту грушу, что мать не посмела бы ее убрать, чтобы не нарушать тонкую связь дочери с ее старым домом. Об этом Катерина и рассказывает дочери, чтобы пробудить в ней теплые воспоминания, которые они могли бы обсудить в разговоре.

  1. Почему в конце рассказа дочь Катерины просит мать продолжать говорить?

Дочь поняла, как непросто приходится матери  вдали от нее, как она скучает и как ей не хватает общения. К тому же женщина уже стара и, кто знает, сколько ей осталось жить. И, возможно, она уже не сможет больше с ней поговорить, и последними словами между ними останутся сухие фразы о «главном». Нужно ценить моменты с родителями, чего бы это ни стоило, ведь однажды их может не стать, а вы так и не поговорили о том, что действительно важно.

      9.  Как вы думаете, что роднит персонажей Бориса Екимова с героями рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», и возможен ли для этих рассказов схожий финал?

В этих рассказах герои оказываются в похожих ситуациях: старая мать остается одна, а дочь проявляет минимальные знаки внимания, когда это необходимо. Вот только у Бориса Екимова дочь вовремя одумалась и позвонила матери, в то время как у Паустовского Настя ставит свои заботы выше матери, за что и страдает в конце рассказа. Финалы рассказов различаются, но они вполне подходят друг другу, если поменять их местами. Например, если Мария (дочь первой Катерины), продолжила разговаривать с матерью как обычно, то после смерти матери осознала, что толком и не наговорилась с ней, ничего не осталось в воспоминаниях. Также и с Настей, если бы она откликнулась на письмо матери вовремя, то смогла бы ее увидеть и одарить лаской, которой так не хватало старой женщине. Поэтому эти рассказы так похожи, они как два варианта исхода одной ситуации, и оба автора обращаются к читателям с призывом задуматься о своем отношении к родителям, о том, что им нужна забота прямо сейчас, а не когда появится время, иначе можно просто не успеть.

    10. Как вы думаете, почему старые родители часто остаются в одиночестве, каким образом можно это исправить?

Дети взрослеют и начинают устраивать собственную жизнь: работа, суета, своя семья и дети. Во всей этой суматохе просто не остается места старому родителю, ведь мы привыкли, что родные всегда есть, можно обратиться к ним в любую минуту. Они подарили нам жизнь, но мы забываем о том, что они уже стары и могут не дождаться, пока у детей появится время на них. Порой, мы даже не задумываемся о том, что может больше не появиться возможности поблагодарить за все, что они для нас сделали, поэтому нужно стараться не отдаляться и быть терпеливее по отношению к родителям.

 

Рецензент: Цымлова Милена, ФЛ-РЛБ-51