Вступительное слово
Урок посвящен современной прозе как носителю традиций классической литературы.
Современная литература развивается в тесной связи с классическим художественным наследием и вбирает в себя множество направлений и приемов. Сюда, безусловно, можно отнести рассказы и повести Бориса Петровича Екимова. Историзм, определенность авторской позиции, внимание к внутреннему миру человека, актуальность освещенных в текстах проблем, художественное совершенство его произведений объясняют интерес современного читателя.
Стоит отметить, что Борис Петрович наш земляк, и многие его произведения посвящены Донскому краю. Сквозь его тексты проходит мотив реальных жизненных будней простого человека, они пронизаны тревогой за его судьбу, нравственное начало, его будущее. Центральная тема произведений – самоопределение человека в жизни, т.е. осознание себя и своей принадлежности этому миру. Герои его рассказов и повестей – жители донских хуторов, простые люди, в которых читатель сможет узнать себя или своих знакомых.
Как раз о таком произведении и пойдет речь на нашем уроке.
«Говори, мама, говори» – рассказ, написанный в 2006 году. В нем поднимается вечная проблема отношений родителей и детей. Дети взрослеют и покидают старых родителей, оставляя их в мучительном одиночестве. Да, у нас есть различные гаджеты, что позволяют нам связаться с любым человеком, как бы далеко он не был. Но правда ли это нас сближает?
Давайте ознакомимся с произведением поближе и убедимся, насколько жизненны рассказы Бориса Екимова.
Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Говори, мама, говори»
- Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Рассказ грустный. Автор показал нам современную жизнь, полную забот, дел, суеты. Он заставляет нас задуматься о своих близких. Дочь героини рассказа вовремя осознала, что однажды может случиться так, что некому будет звонить. Рассказ близок человеку любого возраста. Кто-то увидит себя на месте Катерины, а кто-то – современным уставшим взрослым ребенком.
- Рассказ начинается с того, что Катерина обдумывает свой переезд к дочери в город, у нее есть сомнения. В чем причина этих сомнений?
У Катерины много поводов, чтобы не переезжать к дочери. Первый – она не хотела оставлять свой дом без присмотра: «Куда девать малую живность: Тузика, кошку да кур? Распихивать по людям?.. И о хате душа болит. Пьянчуги залезут, последние кастрюлешки упрут». Второй – хутор и без того немноголюдный, видимо, она не хочет его покидать, чтобы он окончательно не опустел. Третий – страх перед новым местом, для стариков это частая причина. Возможно, что тут есть место сомнениям по поводу того, нужна ли старая женщина молодой семье, не будет ли она обузой.
- Каково отношение Катерины к «мобильнику»?
Отношение Катерины к «мобильнику» неоднозначное. С одной стороны, телефон на какое-то время заменяет Катерине дочь, о чем она сама рассказывает своей соседке: «Одно слово – мобила. Нажал кнопку, и враз – Мария. Другую нажал – Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить?». Но с другой, он отдаляет их друг от друга. Звонок матери очень дорого обходится из-за тарифа, тем самым лишая Катерины полноценного, душевного разговора, который так необходим старому человеку.
- В рассказе часто повторяется, что голос дочери был далеким, но в последнем их разговоре голос был лишь «издалека». Изменилась ли в дальнейшем ситуация?
Ситуация, определенно, изменилась. Все время дочь звонила Катерине только узнать о «важном», т.е. только по делу. В этом разговоре не было душевного тепла, которого так не хватало старой одинокой женщине. Поэтому ей казалось, что голос дочери очень далек от нее, и с каждым разом все отдалял мать и дочь друг от друга, оставляя сухие «деловые отношения». Но все стало иначе, когда дочь позвонила просто услышать голос матери. Мы можем это проследить по описанию ее голоса: он был издалека, потому что физически сама дочь была далеко, но морально они сблизились через этот разговор. В подтверждение, автор описывает момент, как дочь представляет свою мать, будто видит ее наяву, в этот момент они стали ближе друг к другу.
- В рассказе есть такой момент: «Ее и впрямь упреждали, когда телефон привезли, что он дорогой и нужно говорить короче, о самом главном. Но что оно в жизни главное? Особенно у старых людей…». Как бы вы ответили на этот вопрос? И зачем автор вводит в рассказ сон Катерины?
Главным в жизни для человека должна быть семья. Поэтому Катерина и расстраивается, что дочь не хочет ее слушать. У стариков скучная жизнь, но это не значит, что они не хотят поговорить с близким человеком, высказать, что у на сердце, да просто нужно человеческое общение. Поэтому и рассказывает она то о груше, то о сне. Сон не несет смысловой нагрузки в тексте, он просто событие из жизни Катерины, которым она может поделиться с дочерью, чтобы было, что рассказать.
- Как вы думаете, зачем Катерина разговаривала с радио, и какие эмоции вы испытывали, читая этот момент рассказа?
Было очень жалко бедную старушку. Ей так не хватает общения, человеческой заботы, поговорить с кем-нибудь, пожаловаться, чтобы пожалели. А голос в радио был ласковым и задавал такие вопросы, на которые так и тянуло ответить, будто с живым человеком поговорила.
- Почему Катерина не хочет «ликвидировать» грушину-черномяску, если она мешает ей, и зачем Катерина рассказывает дочери о ней?
Груша становится символом прошлого, где дочь жила еще с матерью, где Катерина была не одинока. И дочь так любит эту грушу, что мать не посмела бы ее убрать, чтобы не нарушать тонкую связь дочери с ее старым домом. Об этом Катерина и рассказывает дочери, чтобы пробудить в ней теплые воспоминания, которые они могли бы обсудить в разговоре.
- Почему в конце рассказа дочь Катерины просит мать продолжать говорить?
Дочь поняла, как непросто приходится матери вдали от нее, как она скучает и как ей не хватает общения. К тому же женщина уже стара и, кто знает, сколько ей осталось жить. И, возможно, она уже не сможет больше с ней поговорить, и последними словами между ними останутся сухие фразы о «главном». Нужно ценить моменты с родителями, чего бы это ни стоило, ведь однажды их может не стать, а вы так и не поговорили о том, что действительно важно.
9. Как вы думаете, что роднит персонажей Бориса Екимова с героями рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», и возможен ли для этих рассказов схожий финал?
В этих рассказах герои оказываются в похожих ситуациях: старая мать остается одна, а дочь проявляет минимальные знаки внимания, когда это необходимо. Вот только у Бориса Екимова дочь вовремя одумалась и позвонила матери, в то время как у Паустовского Настя ставит свои заботы выше матери, за что и страдает в конце рассказа. Финалы рассказов различаются, но они вполне подходят друг другу, если поменять их местами. Например, если Мария (дочь первой Катерины), продолжила разговаривать с матерью как обычно, то после смерти матери осознала, что толком и не наговорилась с ней, ничего не осталось в воспоминаниях. Также и с Настей, если бы она откликнулась на письмо матери вовремя, то смогла бы ее увидеть и одарить лаской, которой так не хватало старой женщине. Поэтому эти рассказы так похожи, они как два варианта исхода одной ситуации, и оба автора обращаются к читателям с призывом задуматься о своем отношении к родителям, о том, что им нужна забота прямо сейчас, а не когда появится время, иначе можно просто не успеть.
10. Как вы думаете, почему старые родители часто остаются в одиночестве, каким образом можно это исправить?
Дети взрослеют и начинают устраивать собственную жизнь: работа, суета, своя семья и дети. Во всей этой суматохе просто не остается места старому родителю, ведь мы привыкли, что родные всегда есть, можно обратиться к ним в любую минуту. Они подарили нам жизнь, но мы забываем о том, что они уже стары и могут не дождаться, пока у детей появится время на них. Порой, мы даже не задумываемся о том, что может больше не появиться возможности поблагодарить за все, что они для нас сделали, поэтому нужно стараться не отдаляться и быть терпеливее по отношению к родителям.
Рецензент: Цымлова Милена, ФЛ-РЛБ-51