Вступительное слово о писателе
Российский писатель-фантаст Сергей Николаевич Синякин (18 мая 1953 г.- 24 ноября 2020 г.) родился в семье военного в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года он проживал в Волгоградской области (г. Новоаннинский), с 1965 года – в городе Волгограде [3]. «Дружить с литературой я начал рано. У нас в деревне была роскошная библиотека, я там был завсегдатаем. В шестом классе прочел 220 томов «Библиотеки всемирной литературы», в седьмом – Бальзака, Мопассана, всего Золя» [2].
После армии с 1973 года служил в органах внутренних дел, сначала в ОБХСС (Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), затем работал в уголовном розыске. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.
Еще будучи сотрудником милиции Сергей Синякин начал писать фантастику: «Коллеги и начальство знали о моём увлечении, но это не стало предметом насмешек или неуважения. Каждый после работы отводил душу по-своему: кто рыбалкой увлекался, кто марки и монеты собирал, а я фантастику читал и писал. А что, разве милиционер не человек? Думаете, я и дома должен протоколы читать запоем и переписывать неудачно сформулированные места? Но на службе мне ни разу никто не сказал: «Что за фантастику ты написал в документах?» [2].
За время работы в милиции Синякин стал свидетелем ряда абсолютно нефантастических, но кажущихся нереальными историй о волгоградских милиционерах, многие из которых вошли в сборник 2011 года: «Книга о странных вещах». Рассказ «Приобщение к большинству» тоже вошел в этот сборник.
Сборник рассказов и небольших повестей «Книга о странных вещах» выбивается из общего ряда произведений Сергея Синякина. И дело даже не в том, что все произведения в ней посвящены смерти. Поражает будничность и бессмысленность смертей, описанных автором, которая несколько контрастирует с его же утверждением в предисловии к сборнику: «Мёртвые – проводники, которые знают маршрут». Впервые в его книгах главные герои – лишние люди в этой жизни: бомжи, непризнанные гении, душевно больные. Можно с уверенностью сказать, что их прообразами послужили люди, с которыми автор сталкивался «по долгу службы» в отделе по раскрытию убийств. Читателю не предлагают сочувствовать героям, ему следует задуматься над тем, как бездарно можно прожить свою жизнь, как она хрупка. Если кто-то захочет оставить более чёткий и яркий след на Земле после себя, чем его герои, автор будет этому рад [1].
Интервью канала А-Волга с С.Н. Синякиным
Система вопросов к рассказу «Приобщение к большинству»
- О чем этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал?
Это рассказ о человеке, который умер. За главным героем пришёл ангел забирать его в рай, но Сергеев считает, что он недостоин этого. После прочтения испытываешь тоску и грусть, а в конце появляется радость от прощения.
- Какие грехи главный герой совершил? Как герой реагирует на свои грехи и почему именно так?
Сергеев убил маньяка, украл у богатого при помощи Еремы, прелюбодействовал, не почитал отца и мать свою и самый главный грех, в котором герой сознаётся в конце – не верил в Бога. Сергеев не до конца понимал, почему ему явился ангел, ведь он совершал грехи и был уверен, что после смерти не попадёт в рай: «Ты что, не знал, я же заповеди нарушал! Кто говорил – не убий?».
- Простил ли герой себя? Почему вы так думаете? Как вы понимаете цитату из рассказа: «Но это ведь как получится – один всю жизнь пирожки лепит, а у него выходят чебуреки или кулебяки рисунчатые. А другой вообще к возвышенному тянется, пока не убедится, что поймал кильку вместо макрели» и почему она приведена здесь?
Герой не простил себя за свои грехи. В разговоре с ангелом, когда тот пытается оправдать Сергеева, главный герой не соглашается с ним. Сергеев искренне хочет понять, почему за ним прилетел ангел. Хоть герой и не был верующим, он тянулся к познанию. В сравнении с теми, кто «свято верует», и знает о грехах, но всё равно совершает их, Сергеев, не веруя в Бога тянется к возвышенному.
- Как ангел реагирует на слова героя? Почему ангел всё же прилетел за героем?
Ангел всё время оправдывает главного героя и находит в нём положительные качества, несмотря на его грехи. Ангел говорит наравне с героем, мы видим его очеловечивание. Например, когда главный герой сознаётся в прелюбодеянии, Ангел вспоминает про Симочку – любовь всей жизни главного героя. Ангел говорит о том, что герой любил только её одну и Бог это видел.
Бог дал главному герою второй шанс, поэтому попросил Ангела проводить главного героя в рай. Ангел вспоминает и плохие, и хорошие поступки героя.
- Можно ли сравнить главного героя с героем из притчи о блудном сыне? Как и почему?
Можно. Оба героя совершали грехи, были «духовно мертвы» и «ожили», раскаявшись в своих поступках. Евангелие раскрывает нам в чем сущность покаяния в притче о блудном сыне. Она выявляет нам постепенный внутренний процесс переворота грешника и полноту покаяния, которое состоит в сознании своего падения, искреннем раскаянии и смиренном обращении к Отцу Небесному.
- Есть ли у человека шанс на прощение или есть поступки, за которые нельзя простить?
У человека есть шанс на прощение, если он действительно раскаивается. Незнание закона не освобождает от ответственности. Но даже в уголовном праве есть снисхождение к тем, кто совершил преступления в первый раз или в состоянии аффекта. Человек не может творить всегда только что-то плохое, он обязательно делает что-то во благо.
Список используемой литературы:
- Памяти Сергея Синякина // МКУК «Новоаннинская межпоселенческая библиотека» [Электронный ресурс]: https://nov-biblio.vgr.muzkult.ru/news/61117922 (дата обращения:25.12.2023).
- Сергей Синякин: биография: [Электронный ресурс]: http://edu.vspu.ru/volgacon/authors/s-sinyakin (дата обращения: 25.12.2023)
- Сергей Синякин // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения:25.12.2023).