Сергей Николаевич Синякин (1953-2020) – это волгоградский писатель-фантаст, член Союза писателей России. Он стал широко известен после публикации в журнале «Если» повести «Монах на краю Земли», которая получила в 1999 году сразу четыре премии: «Сигма-Ф», «Бронзовую улитку», «Мраморного сфинкса» и «АБС» (Аркадия и Бориса Стругацких).
Сергей Синякин прошёл путь от рядового патрульного до начальника убойного отдела Волгоградского ГУВД. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.
Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалай». В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в сборнике «Имя для рыцаря» была опубликована повесть «Шагни навстречу», в 1991 году — сборник «Лебеди Кассиды».
В 2011 году был опубликован сборник рассказов «Книга о странных вещах», в котором представлены «грустные сказки для взрослых».
Подробнее здесь: Сергей Синякин: биография — #Волгакон (vspu.ru)
Сегодня мы обратимся к рассказу «Чёрный ящик небес», входящему в сборник «Книга о странных вещах».
- Анализ произведения мы начнём с заглавия. Какие ассоциации возникают при прочтении фразы «чёрный ящик небес»? (Чёрный ящик намекает на что-то таинственное, закрытое, недоступное для глаз, как, например, ящик Пандоры. То есть место, где что-то прячется).
- Хорошо. С «черным ящиком» мы встречаемся дважды: «Они исследовали чёрный ящик с разбившегося самолёта», — это первая строка произведения. Почти следом за ней: «Сейчас они исследовали чёрный ящик, пытаясь понять причины катастрофы». Почему автор делает акцент на «чёрном ящике»? («Чёрный ящик» – единственное, что уцелело после крушения самолёта. Это своеобразный ключ к катастрофе. Повторяя дважды мысль о «чёрном ящике» автор усиливает эффект «ожидания чуда»).
- Действительно, с первых строк автор подводит нас к теме чуда. Как она отражается в начале рассказа? (Как античудо. «Чудес, как известно, не бывает»).
- Да, нас сразу настраивают на то, что чудес не бывает, а значит, никто не мог выжить. Этому мотиву «античуда» вторит и фраза первого пилота «Лучше бы в Париже». Ведь Парижа не будет, должны быть Минводы. Как этот мотив прослеживается в высказываниях прослушивающих плёнку? («Ничего особенного», «обычный трёп». То есть они слушают диалог двух ещё недавно живых пилотов и буднично заявляют о том, что ничего чудесного не происходит, чего и стоило ожидать).
- Почему Устюгов, описывая пилотов, делает акцент на том, что один из них «уверенный в себе», а второй — «ветеран гражданской авиации»? (Для усиления эффекта того, что всё идёт «обычно», «по плану»).
- Действительно, как будто всё настолько предусмотрено, что ничего не может пойти не по плану. Однако крушение произошло. В какой момент происходит переход от неверия в чудо к вере? («Античудо» начинает разрушаться, подвергаться сомнению. Звучат слова «ерунда какая-то», «ты когда-нибудь видел что-нибудь подобное», а потом они видят пассажиров, которые все во льду и не моргают).
- Именно в этот момент становится невозможным отрицать то, что чудо произошло. Почему же тогда никто не хочет говорить ПРАВДУ? («И что нам с этим делать? Принять за основу? Уволят нас всех, к чертовой матери уволят». Они просто бояться за «свою шкуру»).
- Да, страх перед тем, что их не поймут, засмеют «и ещё на лечение отправят» заставляет их не говорить о том, что они увидели. ПРАВДА является субъективной категорией, с такой мыслью мы сталкивались также изучая пьесу Горького «На дне». Понимание правды какого из героев Горького наиболее соотносимо с пониманием правды героев «Чёрного ящика небес»? («Истина открывалась перед ними, только вот уж очень эта истина была неудобна любому из них». Истина связана с чудом, а ведь по «норме» чудес не бывает, а значит и истина не истинна. Герои решают, что ИМ БУДЕТ УДОБНЕЕ объяснить катастрофу ошибками пилотирования, «ведь всё равно никто не поверит». Это их ПРАВДА. Такое понимание правды пропагандировал и Лука в пьесе Горького «На дне»: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь». Так и герои «Чёрного ящика небес», те, кто своими глазами видел чудо, в итоге заставляют себя поверить в то, что ничего не было. «На секунду ему даже показалось… Но нет, это могло быть только игрой воображения. Игрой воображения. Не более того». Ведь гораздо проще жить так, как требует «норма». Это и «душу вылечит» и на лечение за это не отправят).
- Конечно, в этом произведении ПРАВДА находится в руках людей, расследующих падение самолёта. Единственный свидетель катастрофы — плёнка. Она есть — есть доказательства того, что произошло. Её нет — нет доказательств. Что же лучше: говорить правду в любой ситуации или же где-то умолчать, приукрасить и т.п., чтобы не вызвать вопросов? (С одной стороны, истина превыше всего. А значит, нужно отстаивать её любой ценой. С другой стороны, истина может принести боль, проблемы и т.д. А значит, во имя общего блага истину можно утаить).
Источники:
- Лукин Е.Ю. О Сергее Синякине // [Электронный ресурс]. URL: О Сергее Синякине [Евгений Юрьевич Лукин] (fb2) читать онлайн | КулЛиб — Классная библиотека! Скачать книги бесплатно (coollib.com) (дата обращения: 30.12.2023).
- Путило О.О. О Сергее Синякине // Царицын №1 [Электронный ресурс]. URL: О Сергее Синякине | Журнальный мир (xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai) (дата обращения: 30.12.2023).
- Синякин Сергей Николаевич // Архив фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm (дата обращения: 20.12.2023).
- Синякин С.Н. Биография. Творчество. // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 25.12.2023).
- Синякин С.Н. Чёрный ящик небес [Рассказ] / Книга о странных вещах. — Волгоград: Издатель, 2011. — С. 16-18.