Вступительное слово
Российский писатель, поэт, публицист, коллекционер, автор научно-фантастических и военных произведений, член Союза писателей России, — все это про Сергея Николаевича Синякина.
Родился Сергей Николаевич Синякин 18 мая 1953 года в поселке Пролетарий Новгородской области в семье военного офицера.
В 1959 году отец демобилизовался из Венгрии и уехал на свою родину на станцию Панфилово (Новоаннинский район) в Сталинградскую область, где вскоре построил дом. В Волгограде Сергей окончил среднюю школу (четвертую за всё его время учебы). После школы немного поработав, был призван в ряды Советской армии; служил в ракетной бригаде в подразделении радиационной химической разведки. В 1973 году, окончив срочную службу, пошел работать в органы внутренних дел г. Волгограда [1]. Работе в УВД он отдал почти тридцать лет жизни:
«За эти годы я объездил практически весь Советский Союз. Это: вся средняя Азия, все Закавказье; это половина Сибири, Чукотка; это вся центральная часть России; Украина – практически со всеми ее городами; Прибалтика – почти все столицы и еще провинциальные города…»
Начинал Синякин рядовым патрульным милиционером. Затем стал расти по карьерной лестнице: инспектор, начальник отделения. Почти два десятка лет он отдал работе в отделе по борьбе с расхищением социалистической собственности, затем в конце 1980-х перешел в уголовный розыск. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции Сергей Синякин был уволен в запас [1].
Несмотря на такую далекую от творчества профессию, Сергей Николаевич всегда был увлечен литературой:
«Коллеги и начальство знали о моём увлечении, но это не стало предметом насмешек или неуважения. Каждый после работы отводил душу по-своему: кто рыбалкой увлекался, кто марки и монеты собирал, а я фантастику читал и писал. А что, разве милиционер не человек? Думаете, я и дома должен протоколы читать запоем и переписывать неудачно сформулированные места? Но на службе мне ни разу никто не сказал: «Что за фантастику ты написал в документах?»».
К фантастике как жанру писатель пристрастился еще с раннего детства [4]:
«Первые книги, которые я прочитал, это был, примерно, конец 50-х годов. И вот с тех пор я – в фантастике. А первые книги, это еще был Колпаков – «Гриада». Тогда, конечно, это было все очень здорово для нас, мальчишек – полет через Галактику, к центру Галактики… битва с Познавателями, галактиане… С третьего класса я уже читал и любил фантастику. Любовь, что я ощутил к фантастике с семи лет, не только не угасла, напротив, она медленно разгоралась. Фантастика открывала удивительные миры. В них было интереснее, чем на пыльных улицах степного поселка».
Осознанное пришествие в фантастическую литературу случилось в 1980 году. Синякин пишет свои первые фантастические рассказы и повести уже будучи в звании капитана. В 1983 вступает в Волгоградский клуб любителей фантастики «Ветер Времени».
Первые публикации состоялись в местной прессе в 1984 году: рассказы «Странная планета» и «Возможности жанра». В 1989 в волгоградской газете «Молодой ленинец» была опубликована его фантастическая повесть «Резервация». Первая книга «Трансгалай», составленная из двух повестей, вышла в 1990 г. и получила положительный отклик от клубного сообщества [2].
Умер С.Н. Синякин 24 ноября 2020 г. в возрасте 67 лет. За годы творчества он написал шесть романов и несколько десятков повестей, но более всего тяготел к короткой форме повествования. Именно в рассказах лучше всего у него получалось привносить в научную фантастику особый лиризм, психологию и философию. Примером такого философско-фантастического рассказа является «Основной вопрос», написанный в 2009 г.
Система вопросов к рассказу «Основной вопрос»
1. Обратимся к заглавию рассказа. Как вы думаете, какой вопрос можно назвать “основным” и почему?
Основным можно назвать вечный философский вопрос о смысле жизни. Этим вопросом люди задавались столетиями, еще античные и средневековые мыслители высказывали предположения, в чем заключается цель человеческого существования.
2. Рассказу предшествует стихотворный эпиграф авторского сочинения. Как стихотворение соотносится с темой произведения?
Уже первая строчка стихотворения задает тон повествования и открывает заглавную тему: “Солнце встанет, а нас не станет”. Рассуждение о значении жизни и смерти людей в мироздании является центральным в рассказе. Как и стихотворение, рассказ начинается со смерти главного героя.
3. Что происходит с Даниилом после смерти?
Он становится частицей стремительного Потока: “Его подхватило и понесло куда-то, и только оказавшись в самой гуще бешеного потока, он понял, что тела у него нет, он сам стал маленькой алмазно вспыхивающей на свету частицей”.
4. Кого Даниил встречает в Потоке? Похожи ли их взгляды на жизнь и происходящее в Потоке так же, как похож теперь их внешний облик? Привлеките текст рассказа для аргументации.
Блуждая по движущемуся Потоку, герой встречает людей (сущностей) из разных эпох.
Первым он встречает фермера Патрика Уэйна из Айдахо, который придерживается антикоммунистических и расистских взглядов, однако считает себя благочестивым, ведь “церковь посещал каждое воскресенье и преподобного никогда не обижал”.
Вторым оказывается Гарик, который разговаривает грубыми словами и жаргонизмами, а его история явно намекает на криминальное прошлое самого героя: “Выхожу из машины, а тут этот хмырь в вязаной шапочке до горла. Я и испугаться не успел, как он в меня три пули вогнал. А потом, веришь, прямо со стороны вижу, как он, падла, контрольный в голову делает. Ну, думаю, конец тебе, Гарик, недолго музыка играла, недолго фраер танцевал”, “И представить облик его совсем нетрудно было — мордастый такой бык со стрижкой под ежик, в спортивном костюме и с золотой цепью толщиной в палец”.
В поиске “своих” Даниил встречает даже бывших наркоманов. Все сущности различны в своих взглядах, но при этом одинаково “цепляются” за прошлую жизнь, не задумываясь о значении самого Потока. Только в кругу таких же ученых, как и он сам, Даниил находит единомышленников и начинает активные поиски информации.
5. Почему именно такой вариант “послежизни” нам показывает автор?
Частицы-души с виду одинаковы, они обезличены: “Какая разница, кем ты был при жизни и какого цвета у тебя была кожа? Ничего не значащие условности, смерть всех уравнивает”.
Иной вариант так или иначе упирается в мифологические и религиозные представления о загробной жизни, которые не могут дать ответ на «основной вопрос» для героя, а также зацикливаются на человеческой цивилизации. Поток же един для всех обладающих разумом существ во вселенной.
6. Части рассказа озаглавлены так: “Поток”, “Сферы”, “Слово и свет”, “Яблоки”. Что они означают? Как в рассказе соединяется научно-фантастическое начало с библейскими отсылками?
Названия частей кратко характеризуют этапы познания смысла жизни для героев, но при этом они отсылают к вариантам этого познания. Поток частиц и сферы являются популярными понятиями в науке (астрофизике). “В начале было слово…”, “да будет свет” и яблоко познания — известные библейские аллюзии. В рассказе также упоминаются Рай, Чистилище и ад, а в конце появляется героиня с именем Ева, что отсылает к библейской жене Адама.
В произведении раскрывается цикличность мироздания, которая объединяет две основополагающие теории о возникновении жизни (Большой взрыв, божественное сотворение мира). Это объединение проявляется и в предположении о «Высшем разуме».
7. В чем заключается смысл жизни по мнению писателя? Найдите цитату для подкрепления аргументации. Согласны ли вы с автором?
Смысл жизни раскрывается в самом существовании, способности людей развиваться, изучать что-то новое и делиться этими познаниями с другими: “Смысл жизни был в самой жизни, которая этот смысл обретала после смерти индивидуума. Жизнь — это ученичество и сбор информации”.
Вариант ответа: Да, я согласен с автором, потому что человечество вечно находится в поиске, который не всегда приводит к конечному результату, поэтому можно увидеть смысл в самом процессе.
8. Может ли существовать единый для всех людей смысл жизни или каждый человек создает свой индивидуальный смысл?
Вариант ответа: Думаю, что существует и объективный, и субъективный смысл жизни. Объективный смысл, как в рассказе С.Н. Синякина, заключается в процессе, он над человеческой личностью. Субъективный смысл мы всегда вправе трактовать по-своему, находя для себя новые и уникальные значения.
Список литературы
- Архив фантастики // Синякин Сергей Николаевич [Электронный ресурс]. URL: https://archivsf.narod.ru/1953/sergey_sinakin/index.htm (дата обращения: 20.12.2023).
- Синякин С.Н. Биография. Творчество. // Лаборатория фантастики. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 20.12.2023).
- Синякин С. Н. Основной вопрос [Рассказ] // Если. 2009. №7 (197). С. 19-36.
- Скирюк Д. «Утопии сегодня невозможны». Интервью с Сергеем Синякиным, взятое после «Волгакона-2001» // Лавка фантастики. 2001. № 2 (10). URL: https://fantlab.ru/article102 (дата обращения: 20.12.2023).