Вступительное слово о писателе
На сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к творчеству современного волгоградского писателя Евгения Мисюрина.
Евгений Борисович Мисюрин родился 3 мая 1969 года в Волгограде в семье инженеров. Читать начал очень рано – в три года. Благодаря большой домашней коллекции книг он полюбил фантастику, от Кира Булычёва, до Гарри Гаррисона. На уроках литературы Евгений вместо программных произведений зачитывался Буссенаром, Жюль Верном, Пикулем. Получив аттестат, в 1986 году он поступил в Камышинское военное училище, после окончания которого отслужил 6 лет, уйдя в отставку в звании капитана.
«Почему в произведениях такой мужской дух? Из-за этого. Опыт писателя оказывает влияние на его творчество».
Писать Евгений начал в школе. Сначала это были стихи (преимущественно юмористические) и короткие рассказы.
«Одно время у меня были даже сказки, совершенно детские, например, “История про поросёнка по имени Пончик”. Была бы она напечатана в какой-нибудь газете, я бы, наверное, не вышел на нынешнее амплуа, а писал бы что-то другое».
Долгое время литературное творчество было для Мисюрина не больше, чем хобби. Однако, последовав совету жены, он решает публиковать свои произведения в интернет-издательствах. В 2017 году его роман «Пенсионер», созданный по мотивам «Земли лишних» Андрея Круза, замечает издательство «Эксмо». В сентябре 2017 года автора вызывают на Московскую международную книжную выставку-ярмарку, устраивают встречу с читателями. «Пенсионер» (по мнению автора – «однозначно и категорически мужское чтиво») получает признание как книга года: роман особо пришелся по душе отставникам и молодым людям до 22-х лет.
После первого успеха Мисюрин начинает заниматься литературой профессионально. Вслед за трилогией «Пенсионер», развивая свою любимую тему попаданцев, он создает альтернативно-исторический роман «Варадеро не будет». Вторая часть романа – «Ловушка для папы» – выходит в 2019 году. Создавая произведения, Мисюрин тщательно прорабатывает все детали, касающиеся истории, технологии и географии. В свои книги он включает малоизвестные факты, чтобы читателям было над чем подумать:
«Для того, чтобы писать правдоподобно, надо жить там, о чем ты пишешь. Полностью представлять себе этот мир и эту ситуацию».
Рассказ «Рыцарь и дракон» был опубликован на ресурсе «author.today» 5 декабря 2023 года. Автор написал о своем произведении:
«Это рассказ-пятиминутка для чтения в общественном транспорте.»
Система вопросов к рассказу «Рыцарь и дракон»
1. Исходя из каких мотивов рыцарь хочет совершить подвиг? Можно ли считать такой подвиг достойными рыцарского звания?
Рыцарем движет желание и потребность в получении славы для того, чтобы стать востребованным солдатом. Также он хочет разбогатеть, ведь всем известно, что драконы любят золото и хранят его в своих пещерах («…Но и для того, чтобы кто-то за ним пошёл, нужно совершить нечто героическое. Например, убить дракона и освободить дочь бургомистра Шлобурга. Да и кроме этой девчонки в пещере будет, чем поживиться. Каждый знает о страсти крылатых чудовищ к золоту»). Мы видим, что желание завладеть драконьим золотом ставится рыцарем в один ряд с освобождением невинной пленницы. А такое поведение, такие мотивы никак не соотносятся с кодексом чести настоящего рыцаря.
2. Каков настрой главного героя? В каких действиях/поступках он проявляется?
Рыцарь не испытывает желания вступать с драконом в схватку («Рыцарь вздохнул и огляделся») Он всячески оттягивает момент встречи с драконом, например, протирает умбон щита, хотя в этом нет никакой необходимости, вздыхает и оглядывается в поисках поддержки. Такие действия доказывают нам, что главный герой вынужденно идет на этот подвиг, а не по собственному искреннему желанию(«Рыцарь вновь вздохнул. Входить не было никакого желания. Он подышал на умбон щита и протёр его ветошью, добиваясь зеркального блеска. Не сказать, чтобы это было очень нужно. Скорее, от неуверенности. Наконец, рыцарь ухватился за древко обеими руками и сделал решительный шаг вперёд. И вновь остановился»).
3. Какая отрицательная черта личности/порок проявляется в рыцаре?
Мы видим, что намерения рыцаря корыстны, он идет на подвиг не из благородных побуждений, а с целью получения славы(«Было бы неплохо наняться к какому-нибудь королю, но кто возьмёт никому не известного воина? Тут либо овеять себя славой, либо по-простому, сколотить отряд. Хорошую команду любой генерал с удовольствием наймёт. А то и в качестве дружины… Но и для того, чтобы кто-то за ним пошёл, нужно совершить нечто героическое. Например, убить дракона и освободить дочь бургомистра Шлобурга…»). Также рыцарь хочет поживиться золотом дракона, в этом поступке проявляется его сребролюбие и жажда наживы.
4. Как в рассказе изображается дракон? Соответствует ли его облик и поведение вашим представлениям об этих существах?
Дракон в рассказе изображен больным и мягким созданием, он заболевает от холодной воды в реке («- Болею я. – с насморочным акцентом пояснил дракон. – Простыл. Знаешь, какая у меня в реке вода холодная?»). Его поведение совсем не характерно для драконов, которые описываются в мифах и легендах. У русского читателя образ дракона строится на фигуре Змея Горыныча, а он бы не вел себя так с человеком, который пришел лишить его жизни. Удивительно, что дракон после партии в шахматы, при любом исходе игры, отпустит домой и рыцаря и пленницу («Вот разгромлю тебя и шагайте оба, откуда пришли»). А в конце рассказа он и вовсе неуверенно, как будто умоляя, протягивает лапу рыцарю, как бы упрашивая его на ничью в шахматах («Дракон долго разглядывал позицию, потом неуверенно протянул лапу.- Ничья? – он с надеждой посмотрел на соперника»)
5. В чем, на ваш взгляд, расходятся намерения и поступки рыцаря?
Рыцарь приходит к логову дракона с целью убить его, спасти пленницу, завладеть его золотом и обрести славу. Но он не воспользовался слабостью дракона, вызванной болезнью. И даже дает ему снадобье для лечения («Он рывком сбросил амуницию и запустил обе руки в заплечный мешок. Некоторое время в нём копался. Наконец, вытащил керамический горшок на четверть ведра.- Вот, держи. Мне мама велела по ложке утром и вечером принимать, если простыну. Ну а тебе, пожалуй… — он начал складывать пальцы. – Да. Горшка должно хватить. По кружке дважды в день»). Второй раз мы видим нестыковку в том, что рыцарь, имея возможность победить дракона в шахматном противостоянии, решает согласиться на ничью.
6. Как вы думаете почему рыцарь и дракон играют именно в шахматы? Как решение проблемы через игру их характеризует?
Шахматы – стратегическая игра, в которую в средневековье играли лишь люди высокого положения в обществе. Рыцарь и дракон могли бы, как это заведено в легендах о драконах, решить проблему поединком, но они выбрали цивилизованный и гуманный вариант решения, так как у рыцаря изначально не было никакого желания вступать в поединок, а также дракон болел и не хотел сражаться с рыцарем. Таким образом, мы можем сделать вывод о высоком интеллектуальном уровне оппонентов и способности к мирному урегулированию конфликтов.
7. В конце рассказа рыцарь соглашается на ничью в шахматах, хотя мог выиграть партию, как вы думаете, с какой целью он принимает такое решение?
Я думаю, что рыцарь выбрал такой исход игры с целью сохранения дружеских отношений с драконом. Ведь их встреча прошла на дружеской ноте, они смогли прийти к компромиссу по вопросам пленницы и золота дракона. Рыцарь даже успел подлечить хворающего дракона. Можно сказать, что его поступки оправдались, дракон не только дал ему золото, но и сказал, что как только деньги закончатся, он может прийти еще («– А деньги кончатся – приходи. Ещё сыграем.- Обязательно приду, — согласился рыцарь. – Ты очень сильный противник»).
8. Рыцарь в своем внутреннем монологе говорит о необходимости как-то проявить себя, совершить подвиг, чтобы устроиться на хорошее место службы. Актуально ли это утверждение в наше время?
Я считаю, что эти утверждения актуальны в наше время. К примеру, для того чтобы устроиться на достойное место работы, необходимо иметь опыт работы, а работники без опыта или вовсе не приветствуются, или получают очень маленький оклад. В наше время бэкграунд имеет значение во всех сферах нашей жизни. В наш век информационных технологий встречают не только по одежке, но и по информационному следу, который есть у каждого человека, пользующегося современными технологиями.
9. Как вы думаете, каким образом соотносится решение рыцаря не убивать дракона с веяниями эпохи?
Собственно, то, что рыцарь не хочет убивать дракона — это не только показатель его расчетливости, но и символ смены эпохи. Идеализм сменяется капитализмом. Все умеют считать (и рыцари не исключение): что выгоднее — убить дракона или «паразитировать» на нем в течение неограниченного времени? Дракон — это постоянная угроза государству, на противодействие которой будут выделяться ресурсы. Т.е. надо рыцаря в штат брать и платить ему зарплату, а он все равно ничего делать не будет. Убить дракона? Так уволят. И за безделие уволить нельзя. Так как присутствие рыцаря защищает от нападения дракона. Т.е. перед нами современный рациональный расчет (только речь идет об армии и гипотетической угрозе от соседа-агрессора). И что интересно, все это увязывается с эволюцией жанра: потому что в классическом фэнтези середины 20 века рыцари драконов убивали, а вот в постмодернистском фэнтези, начиная с 90-х годов — совсем другая тенденция намечается.
Список используемой литературы:
- Евгений Мисюрин. Рассказы // zelluloza.ru [Электронный ресурс]. URL: https://zelluloza.ru/books/4351-Rasskazy-Misyurin_Evgeniy/ (дата обращения: 18.12.2023)
- Евгений Мисюрин. Об авторе // edu.vspu.ru [Электронный ресурс]. URL: http://edu.vspu.ru/volgacon/authors/e-misyurin (дата обращения: 18.12.2023)
- Евгений Мисюрин. Рассказы // author.today [Электронный ресурс]. URL: https://author.today/u/kompart(дата обращения: 18.12.2023)
- Мисюрин Е. Б. Об авторе // litres.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/author/evgeniy-borisovich-misurin/ob-avtore/ (дата обращения: 18.12.2023)
- Сапковский А. Вареник, или нет золота в серых горах // «Если», 1997. – № 12. – С. 60
- Толкачёва В.С. Фэнтези: жанр или литературное направление? // Известия ВГПУ, 2010. – №10. – С. 169–172