Система вопросов к рассказу С. Н. Синякина «Незнакомая наука войны» (из цикла рассказов «Сталинградские зёрнышки»)

Система вопросов к рассказу С. Н. Синякина «Незнакомая наука войны» (из цикла рассказов «Сталинградские зёрнышки»)

Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин (1953-2020)  — современный российский писатель, подполковник милиции в запасе. Лауреат литературной премии имени А. и Б. Стругацких в области фантастической литературы за 1999 год. Родился в посёлке Пролетарий Новгородской области.

Чтение стало основным увлечением Сергея:

«Дружить с литературой я начал рано. У нас в деревне была роскошная библиотека, я там был завсегдатаем. В шестом классе прочел 220 томов «Библиотеки всемирной литературы», в седьмом – Бальзака, Мопассана, всего Золя».

После армии с 1973 года служил в органах внутренних дел, сначала в ОБХСС, затем – в уголовном розыске. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности. За время работы в милиции Синякин стал свидетелем ряда абсолютно нефантастических, но кажущихся нереальными историй о волгоградских милиционерах, многие из которых вошли в «Книгу о странных вещах».  Первые повести были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы.

С 2003 года Синякин активно развивал волгоградский фэнзин «Шалтай-Болтай», в котором являлся членом редакционного совета. Благодаря его усилиям журнал вышел на высокопрофессиональный уровень. В это же время он создает серию очерков и эссе о волгоградской фантастике, публикует антологию «Квинтовый круг» (2008). Синякин известен не только как фантаст, в начале 21 века он обращается к исторической теме: результатом долгой работы с архивами и очевидцами стал нефантастический сборник рассказов «Сталинградские зернышки» (2005), в котором представлены неизвестные страницы Сталинградской битвы.

Герои этих рассказов – обыкновенные люди, попавшие в мясорубку войны и одержавшие победу в ней. Автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим. Читая эти пронзительные рассказы, начинаешь сочувствовать описанным в них людям – рядовому читателю города, советскому солдату и даже их непримиримому противнику.

Система вопросов:

  1. Какие эмоции вы испытали после прочтения рассказа?
  2. Встретились ли вам в рассказе новые слова или слова, требующие пояснения?

В рассказе встречается слово «рама». Данное слово требует небольшого комментария. «Рама» — советский военный жаргонизм, который заменял название немецкого двухмоторного двухбалочного трёхместного тактического разведывательного самолёта. Конструкция такого самолёта внешне была схожа с рамой – четырёхугольным креплением, которое вставлялось в оконное стекло.

  1. Какова роль немногочисленных описаний в тексте? 

В рассказе не так много описаний, но они очень важны не только для погружения в атмосферу военных «душных» дней, но и для лучшего понимания состояния человека во время войны.

«Он (самолёт) жужжал, как назойливая муха, скрываясь среди облаков…»

Такие физически ощутимые образы, как сравнение самолёта с мухой и последующее упоминание измученного «июньской кабинетной жарой» первого секретаря обкома партии, помогают читателю буквально почувствовать раздражение, духоту, невозможность спокойно и свободно вдохнуть. Сразу же возникают образы огня, копоти, горящей земли. Автор показывает войну удушающей, сжигающей не только земли, но и людей и их надежды. Далее мы видим этому лишь подтверждение: «солоноватая тёплая вода», «жаркие пальцы…»

  1. Почему стрелять было нельзя?

Если бы по разведывательному самолёту был открыт огонь, то таким образом противником были бы засечены и обнаружены зенитные батареи. Этого допустить не представлялось возможным, ведь тогда город остался бы без зенитного прикрытия.

  1. Как вы понимаете фразу: «Предстояло учиться войне»?

На войне один неверный шаг может стоить жизни сотни людей или целой страны. «Учиться войне» значит принимать верные решения, делать выбор, уметь вести за собой людей, быть ответственным за их жизни. И здесь нет права на ошибку.

  1. С чем автор сравнивает войну и почему?

Автор сравнивает войну с речной волной, которая впитывает человеческие надежды и оставляет после себя лишь одни потери: детей-сирот, вдов и мертвые города. Вода – многогранный образ, течение воды символизирует быстротечность жизни, движение вперед. Река – символ времени, но вода обладает и разрушительной силой. Война – это волна-разрушительница, которая уносит за собой жизни.

  1. Как вы считаете, что лучше: быть героем или прожить нормальную человеческую жизнь? Сформулируйте ответ на этот вопрос и представьте его в виде письменной работы в жанре эссе.  

Список использованной литературы:

  1. Синякин С. Н. Горькая соль войны. Волгоград: Изд-во ГУ «Издатель» , 2010. С. 230-232.
  2. Кавеева О. Еще одна фантастическая книга издана в Волгограде! (интервью) // Шалтай-Болтай. 2009. № 1. С. 5-6
  3. Синякин Сергей // Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 30.12.2020).
  4. Скирюк Д. «Утопии сегодня невозможны». Интервью с Сергеем Синякиным, взятое после «Волгакона-2001» //[Электронный ресурс]:   Лавка фантастики. 2001. № 2 (10) https://fantlab.ru/article102 (дата обращения: 30.12.2020).