Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»

Биография

Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист. Почётный гражданин города Калач-на-Дону (1995).

Родился в 1938 году в городе Игарка Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия». Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».

Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б.Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов.

Вступительное слово

Одно из главных чувств каждого мирного жителя во время войны – беспокойство, тревога. Что же тревожило мирных жителей той поры?

Конечно, это тревога не за себя, а за тех, кто на фронте, беспокойство за жизнь родных и близких.

Но это и сильнейшие переживания женщин, всеми силами пытающихся сохранить свои семьи. В условиях жесточайшего дефицита еды было очень сложно спасти своих детей от голодной смерти.

Именно это беспокойство продолжает терзать героиню рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления» даже спустя 41 год после окончания войны, так как рассказ написан Борисом Екимовым в 1986 году.

За эти года уже выросло 2 поколения людей, живущих в мирное время. Но некоторых до сих пор продолжает настигать призрак ужаса войны.

ВОПРОСЫ:

В какое время (мирное или военное) происходит действие рассказа?

Действие рассказа разворачивается в мирное время. Впервые война упоминается во время описания жизни бабушки: жизнь бабы Дуни была несладкая: война, голод и страх.

Почему баба Дуня стала ездить к детям всё реже, а внук к бабушке – чаще?

С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой…

Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче.

Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету. Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.

Как сама бабушка относилась к своим снам?

Бабушке было стыдно и совестно за свое поведение во время сна, это подтверждается текстом: «совестясь», «Прости Христа ради», «чувствовала себя такой виноватой», «За обедом баба Дуня горевала».

Что поразило внука, когда он во второй раз разбудил кричащую во сне бабушку?

Гришу поразили настоящие слезы бабушки:

Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.
– Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.
– Плачу, дура старая. Во сне, во сне…
– Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.\

Что посоветовала сделать Грише мать, чтобы бабушка не кричала? Почему он не выполнил совета матери? Какие мысли о бабушке были у Гриши в течение дня?

Мать посоветовала Грише прикрикнуть на бабушку, но Гриша не мог позволить себе такого обращения с бабушкой. Да, мамин эгоистичный способ проще и эффективнее, однако мальчик действительно любил бабушку и хотел по-настоящему помочь ей, исцелить ее от этого недуга, а не просто облегчить себе сон.

Как чувствовал себя Гриша после своего поступка? Почему плакал мальчик, успокоив бабушку? Какие чувства движут Гришей?

Сначала Гриша относится к бабушкиному прошлому отстраненно, а затем это прошлое становится и Гришиной болью тоже:

«Слезы катились и катились.Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни,такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».

 

Чувства Гриши:                желание помочь

                                               любовь к бабушке

                                               жалость

                                               сочувствие

                                               сострадание

                                               ответственность за другого человека

Согласны ли вы с мальчиком, который решил, что «ничего нельзя рассказывать бабушке о том, что было ночью». Почему?

О действительно хороших делах не говорят вслух. Их просто делают:

«Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».  

Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор? Кто, по-Вашему, после «ночи исцеления» станет счастливее: бабушка или внук?

В эту ночь Гриша понял, как действительно нужно лечить бабушку, понял, что только добротой и лаской можно успокоить ее, исцелить её душу. Сама бабушка еще не исцелилась, но исцелился сам Гриша. Ночь исцеления оказала влияние не столько на бабу Дуню, сколько на самого Гришу. Он меняется, становится чутким к чужому горю, милосердным к чужой душевной боли. Он исцелился от черствости и равнодушия- куда более частотных недугов человечества. Борис Екимов будто дает Грише прожить две жизни: днем – беззаботное время подростка на каникулах: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша словно переносится в прошлое, в военное время, и принимает участие в тяжелых снах бабушки. И эта «ночная» жизнь становится для него куда более важной, нежели дневная.

Согласны ли Вы, что неравнодушие к ближнему является высшим проявлением человечности? Напишите сочинение-рассуждение.

Список литературы:

Екимов Б. Ночь исцеления [Электронный ресурс]. URL: http://hallenna.narod.ru/ekimov_noch-iscelenja.html (дата обращения 29.12.2019).

Изображение:

1) Журнальный мир. Екимов Борис [Электронный ресурс]. URL: http://журнальныймир.рф/avtor/ekimov-boris (дата обращения: 29.12.19).