Технология «Чтение с остановками» для изучения рассказа С. Синякина «Берег левый, берег правый…» на уроках литературы в 10 классе.

Технология «Чтение с остановками» для изучения рассказа С. Синякина «Берег левый, берег правый…» на уроках литературы в 10 классе.

 

Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин — современный российский писатель-фантаст. Родился в 1953 году в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года живёт в Волгоградской области, с 1965 года — в городе Волгограде. После службы в армии с 1973 года служил в органах внутренних дел. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности. Первые рассказы и повести («Резервация» и «Шагни навстречу») были опубликованы в газете «Молодой ленинец» в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалай» (в книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы»). В 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в сборнике «Имя для рыцаря» была опубликована повесть «Шагни навстречу», в 1991 году — сборник «Лебеди Кассиды». За публикацию повести «Монах на краю земли» в 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» в номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких в номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики». Но, кроме фантастических произведений, у него есть сборник, который посвящен Великой Отечественной войне. Называется он «Сталинградские зернышки». Сборник коротких рассказов волгоградского писателя С. Синякина «Сталинградские зёрнышки» не о героях. Это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом. В конце концов, герои – это обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Сегодня мы рассмотрим с вами один из рассказов С.Н. Синякина «Берег левый, берег правый…», который входит в этот сборник.

Технология «Чтение с остановками»

С. Синякин «Берег левый, берег правый…»

1. Обратите внимание на название. К какому произведению периода Великой Отечественной войны оно нас отсылает? Вспомните, как начинается в «Василии Теркине» этот отрывок?

(К поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

«Переправа, переправа

Берег левый, берег правый…»).

2. О чем может идти  речь в рассказе С.Синякина?  Что могло произойти?

(Речь может идти о переправе. Далее — предположения учащихся, что могло произойти во время переправы).

Отрывок 1

 

«Заградотряд стоял на переправе под Калачом. С правого берега, где дорога шла между двух меловых гор, двигалась нескончаемая колонна машин и пехоты. Налетающие немецкие самолеты вносили панику в движение на дороге, понтонные мосты, наведенные саперами, качались на волнах, поднятых взрывами авиабомб. Стояла жара. В царившей суматохе фильтровать людей было сложно, но заградотряд со своей задачей справлялся. Паники на переправе загрядотряд не допускал, особо подозрительных отсеивал и направлял в спецкомендатуру, окруженцев, выходивших из боев поодиночке или малочисленными группами, собирал на фильтрационном пункте, где из них формировали новые взводы и роты для того, чтобы сдержать рвущихся к Сталинграду немцев. Капитан Аникудинов, командовавший заградотрядом, и сам бы объяснить не мог, почему он вдруг обратил внимание на молодого подполковника с забинтованной головой, которого несли на носилках два грузина из рядовых. И кровь поступала сквозь бинты, и полевая форма указывала на то, что не отсиживался подполковник в штабах, а вот что-то толкнуло Аникудинова, и он жестом приказал грузинам остановиться. Документы у всех были в порядке».

1.1. Как мы и предполагали, речь идет о переправе. Для чего нужен здесь был заградотряд?

(Они определяли дезертиров и шпионов, следили за дисциплиной, не допускали паники, формировали новые роты и взводы).

1.2. Кто является героем в этом рассказе? Чем он занимался?

(Капитан Аникудинов, он командовал заградотрядом).

1.3. Кто привлек внимание капитана?

(Раненый подполковник, которого несли на переправу).

1.4. Как вы думаете, что в подполковнике насторожило капитана? 

Отрывок 2

«– Снимите бинты! – распорядился капитан и жестом позвал санинструктора. – Боец, замените подполковнику повязку!

И увидел пристальный взгляд подполковника. Таким взглядом видят приближающуюся смерть. Раны под бинтами не было. Грузины попятились, надеясь затеряться в неожиданно сгрудившейся толпе, но их вытолкнули вперед. Редкие возмущенные крики, перемежаемые затейливым матом, стихли, и сейчас все смотрели на Аникудинова, ожидая от него дальнейших действий. Тишина была недоброй, Аникудинов понял, что если он сейчас не предпримет решительных и беспощадных мер, солдаты разорвут его вместе со струсившим подполковником.

– Встать! – приказал Аникудинов и расстегнул кобуру».

2.1. Что обнаружил капитан? Кем оказался подполковник?

(Что подполковник вовсе не ранен, а просто хотел сбежать, то есть оказался дезертиром).

2.2. Какая деталь указывает на то, что подполковник понял неизбежность раскрытия его тайны? Найдите цитату.

(Взгляд. «И увидел пристальный взгляд подполковника. Таким взглядом видят приближающуюся смерть»).

2.3. Какие меры может принять Аникудинов? Как вы думаете, что ждало подполковника и грузин?

Отрывок 3

«Глаза у подполковника были как у загнанного животного, они быстро наливались слезами, и подполковник часто моргал, пытаясь стряхнуть слезы. Он хотел что-то сказать, но голос его не слушался, и тогда подполковник встал у воды, бессильно опустив руки, неотрывно и жгуче глядя на капитана, словно взглядом хотел вымолить прощение. Щека у него дрожала. Аникудинов зачитал приказ, которым руководствовался заградотряд и который требовал беспощадности к дезертирам, паникерам и трусам, вскинул ТТ, и сухой выстрел подвел итог ещё одной неудавшейся жизни. Тело подполковника рухнуло в донскую воду, закачалось на волне. Когда стреляют в грудь, убитый падает лицом вниз, поэтому Аникудинов благодарил Бога, что больше не видит умоляющих о пощаде глаз и нервно дергающейся щеки.

– А этих – в комендатуру! – приказал он, словно исчерпал на сегодняшний день лимит на смерть. – Пусть с ними СМЕРШ разбирается!

И пятнистая нестройная людская змея вновь потекла по грейдеру – к Сталинграду, где пока ещё мирно ревела слониха, идущая из зоопарка на берег Волги для водопоя, где на танцплощадках молодые лейтенанты из пехотного училища приглашали на танец девушек, где цвели розы на клумбах горсада и играл духовой оркестр, и где на карусели беззаботно каталась Смерть, выбирая будущие жертвы из солдат и жителей города».

3.1. Как Аникудинов наказал подполковника? Грузин? Что вы знаете о СМЕРШ?

(Подполковника застрелил, грузин отправил в комендатуру. СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!») — название ряда независимых друг от друга контрразведывательных организаций в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Основными задачами органов контрразведки СМЕРШ были борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок и антисоветских элементов в частях и учреждениях Красной армии и военно-морского флота, а также борьба с изменой родине, дезертирством и членовредительством на фронте).

3.2. Что чувствовал подполковник перед смертью? Как автор это передает?

(Он боится. Об этом нам говорит его взгляд, слезы, дергающаяся щека, бессильно опущенные руки).

3.3. А что чувствует Аникудинов? Как это отражено?

(Аникудинов чувствует тяжесть на душе от убийства. Автор показывает это через мысли героя: «Аникудинов благодарил Бога, что больше не видит умоляющих о пощаде глаз и нервно дергающейся щеки»).

3.4. Оправдывает ли приказ убийство человека? Почему?

(Учащиеся высказывают свои предположения по данному вопросу. Например, кто-то считает, что Аникудинов не мог поступить иначе, в условиях войны по-другому поступить было невозможно. На нем не лежит никакой вины за сделанное. Кто-то из учащихся считает, что данный поступок не может быть оправдан ничем, так как никто не имеет права убивать человека, даже если ему приказали. Можно было найти другой выход из этой ситуации, другое наказание. Дети могут предположить, какое именно наказание).

5*. Составьте синквейн по данному произведению.

(Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

(Убийство                                                         или                  Наказание

Бессмысленное, беспощадное                                            Справедливое, суровое

Убить, сожалеть, терпеть                                                      Выполнить, думать, жалеть

Смерть всегда находится рядом                                         Виновный будет жестоко наказан

Война                                                                                          Смерть).

Список литературы:

  1. Синякин С.Н. Сталинградские зернышки. – Волгоград: Издатель, 2005. – 160 с.
  2. Интернет-портал Лаборатория фантастики [Электронный ресурс] // URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 23.12.2019).
  3. LiveLib книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями [Электронный ресурс] // URL: https://www.livelib.ru/book/1000652441/about-stalingradskie-zernyshki-sergej-sinyakin (дата обращения: 23.12.2019).

Изображение:

  1. Интернет-портал «Искусство Волгограда» [Электронный ресурс] // URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/sinyakin/index.shtml (дата обращения 23.12.2019)