Вступительное слово
Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в Оренбурге, сменил за двадцать лет десять городов, три школы, четыре вуза – и заработал в итоге всего один диплом учителя русского языка и литературы.
В 1972 году в селе Нижняя Добринка Камышинского района Евгений Лукин женится на Любови Белоножкиной, с которой они познакомились еще во времена учебы в Волгоградском педагогическом институте. Вскоре его забирают в армию, в ракетную часть в Средней Азии, что откликнется потом в повести «Вторжение» (1981) и солдатской сказке «Разрешите доложить!» (1989). После благополучной демобилизации Лукины поселились в Волгограде.
До того, как стать писателем, Евгений Лукин сменил множество профессий: печатник, резчик холодного металла на «Красном Октябре», фотограф НИИ, корреспондент многотиражки мебельной фабрики и т. д., что отразилось в его произведениях.
Впервые Евгений Лукин попробовал себя в литературной деятельности в Ашхабаде, еще школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега».
Затем – почти пятнадцать лет молчания. Позднее Евгений Лукин снова начинает писать уже в соавторстве со своей женой Любовью. В 1981 году газета «Вечерний Волгоград» помещает их фантастическую повесть «Каникулы и фотограф». Фантастика интересует Лукиных исключительно как прием. Вымысел в их произведениях лишь оттеняет реальность, сталкиваясь с которой он неминуемо терпит крах.
Повести и рассказы Лукиных публикуются во многих журналах, переводятся на иностранные языки, неоднократно включаются в сборники, выходящие в Берлине и Мюнхене. Супругам вручаются медаль и диплом «Еврокон-90» (Файенс, Франция), в том же году Нижне-Волжским книжным издательством выпускается первая их книга «Когда отступают ангелы». В 1992 году соавторов-фантастов принимают в Союз писателей СССР.
Первый «сольный» рассказ «Словесники» (1993-1994) Евгений Лукин не публикует в течение нескольких лет. В 1997 году рассказ завоюет сразу две престижных премии в области фантастики – «Интерпресскон» и «Странник».
Следующие несколько лет Евгений Лукин занимается переводами с английского, пытается закончить начатую еще в соавторстве с Любовью Лукиной повесть «Там, за Ахероном». В 1995 году повесть издана. А в 1996-м внезапно и безвременно умирает Любовь Лукина.
Единственное лекарство от горя – работа. В течение пяти лет один за другим выходят романы «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), «Алая аура протопарторга» (1999), повесть «Слепые поводыри» (2000), около десятка новых рассказов.
Рассказ «Приснившийся», который мы будем рассматривать сегодня на уроке, относится к этому периоду творчества. Он был написан Евгением Лукиным в 1998 году, а в 2001 номинирован на премии в области фантастики «Странник», «Бронзовая улитка» в разделе малой формы, получил награду на «Интерпрессконе-2001».
Система вопросов
1. Какую роль играет мотив сна в литературе? Каким образом автор обращается к нему?
Мотив сна широко используется в мировой литературе с давних времен. С его помощью писатель может показать будущие события или раскрыть прошлое героя, отразить его внутренние переживания о происходящем в данный момент. Сон помогает привнести в реалистическую литературу элемент фантастического, не вызывая у читателя недоумение, как это могло произойти. Необычные события легко объясняются сном. В фантастической литературе, в частности, в литературе фэнтези, сон может служить способом перехода в другой мир. В рассказе Евгения Лукина сон выступает в качестве иной реальности, в которую попадают герои. Они осознают, что это сон, но один из них принадлежит миру сна, а другой реальному миру. Сон служит местом действия рассказа. С одной стороны, для спящего это временное состояние, которым он не управляет, с другой, – способ сбежать от настоящей реальности.
2. Почему сон начинается с середины?
Читатель попадает в кульминационный момент сна, он не знает предыстории, нельзя сказать, кем является тот, кому снится этот сон и почему он ему снится:«Сон прояснился внезапно – и такое впечатление, что с середины. Поэтому оставалось лишь гадать, как попали они в эту тесную каменную комнату и почему зияет в земляном полу прямоугольная дыра, и выглядывает из нее темная крышка старинного сундука, а сами они вдвоем с кем-то незнакомым ползают на коленях, торопливо сгребая в яму рыхлую землю» [2]. Начало сна с середины придает рассказу тревожности: читатель попадает в ночной кошмар, не осознавая, что происходит. Не столь важно, кто эти герои в обычной жизни, почему им это снится. В этом мире свои условности и правила, гораздо важнее то, что спящий не желает просыпаться из-за страха реальности. Кроме того, сон может начинаться с середины, потому что герой, с которым мы впервые сталкиваемся, на самом деле может оказаться приснившимся, и мы смотрим именно с его позиции, то есть он появляется только в определенный момент сна, когда спящий должен с ним встретиться, соответственно, осознает происходящее только сейчас.
3. Как выглядит женщина? Какой мотив воплощен в образе женщины? Почему она без кожи?
«Женщина была без кожи. Голые синеватые мышцы и белые жгуты сухожилий. Медленно повернулось сплетенное из мускулов беспощадное насмешливое лицо, слепые, как серебряные слитки, глаза скользнули равнодушно (сообщники отшатнулись, вжавшись спинами в холодный тесаный камень), но каждому наверняка показалось, что в тот момент, когда литые бельма были обращены к нему, женщина едва заметно осклабилась» [2].
С одной стороны, женщина может являться в ночных кошмарах спящему, потому что наяву он совершил нечто ужасное по отношению к ней и теперь она преследует его во снах, отражает муки совести. С другой стороны, в этом образе может быть воплощен мотив смерти, которую часто изображают в виде скелета в черном балахоне. Смерть у Лукина не имеет кожи и она слепа, что может значить, что ей нет разницы, кого забрать первым. Смерть настигнет того, до кого доберется первым. Таким образом, можно говорить об одной из возможных причин на первый взгляд необъяснимого страха героев перед женщиной – подсознательный страх смерти характерен для человека.
4. Каковы причины страха героев?
Героев пугает внешний вид женщины: отсутствующая кожа, невидящие глаза, длинные когти. Кроме того, они в страхе прислушиваются к звукам в темноте, потому что это может значить ее возвращение. Другой причиной страха спящего является то, что он, вероятно, уже видел эту сцену не раз и понимает, что будет дальше: «— Ищет… — хрипло, стонуще выдохнул он. Всхлипнул и продолжал чуть ли не мечтательно: — Обшарит все — и вернется… Влезет в окошко, пойдет вдоль стеночки… Сначала плечо нашарит…
Лицо его исказилось, как будто он уже терпел предстоящую муку» [2].
Героев также пугает непонимание того, кто эта женщина. Они в страхе спрашивают друг у друга: «…Кто она? Почему снится?..» [2]. Ощущение, что один из них связан с этой женщиной, пугает. Герои не хотят признавать такую возможность: «– Кто она тебе? Вопрос был настолько страшен, что смысл его проступил лишь несколько секунд спустя. – П-почему мне?.. – А кому? Мне, что ли?» [2].
5. Кто из героев на самом деле спящий, а кто приснившийся?
В финале рассказа выясняется, что тот, кого изначально считают спящим, является приснившимся. Это объясняет, почему герой не помнит полностью сон, не знает, что происходило раньше, а имеет только какие-то предположения. Тот, кто казался приснившимся, является спящим, но не хочет в этом признаваться, вероятно, потому что этот сон он видит не в первый раз и не хочет говорить о том, что на самом деле происходит или потому что знает, что будет дальше.
6. Почему герой не хочет просыпаться?
Если герой проснется, есть вероятность, что они спасутся от женщины без кожи, но спящий отказывается пытаться даже ради того, чтобы помочь себе или приснившемуся, говоря о том, что «наяву еще хуже» [2]. Мы не знаем, в какой реальности живет герой, но, вероятно, именно потому, что сон для героя – это просто видения, грезы, в которых он не существует по-настоящему, то он чувствует себя спокойнее, несмотря на то, что ему снится кошмар.
7. Лучше остаться в ночном кошмаре или жить в страшной реальности?
Сон как способ сбежать от страшной реальности, от проблем и ответственности за что-либо не является выходом для человека. Это только возможность на время отложить переживания. Стоит посмотреть своим страхам в лицо и научиться их преодолевать, так как не получится скрываться от реальности во сне вечно.
Источники:
- Завгородний Б. Евгений Лукин // Любовь и Евгений Лукины — авторская страница. [Электронный ресурс]: http://www.rusf.ru/lukin/ (дата обращения: 22.12.2019)
- Лукин Е.Ю. Приснившийся. 1998 г. [Электронный ресурс]: http://www.rusf.ru/books/add-on/xussr_l/lukine06.zip (дата обращения: 21.12.2019)
- Встреча в «Стожарах». 1999 г. [Электронный ресурс]: http://www.rusf.ru/lukin/photo/luk25.jpg (дата обращения: 23.12.2019)