Вступительное слово
Борис Петрович Екимов – наш земляк, писатель, лауреат многочисленных премий, русский прозаик и публицист. Борис Петрович родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Писателя нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Твoрчество Б. Екимова пронизанo тревогой за судьбу человека, за егo нравственное начало, его будущее. Центральный вопрос в его произведениях – вопрос о самоопределении человека в жизни. По мнению писателя, он начинается с ответственности человека перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Герои его рассказов и повестей – жители донских хуторов, простые люди.
Первая его книга – «Девушка в красном пальто» — вышла в издательстве «Современник» в 1974 году. Затем появились такие книги, как: «У своих», «Офицерша», «Доехала благополучно», «Последняя хата», «Ночь исцеления» и другие. Настоящая же известность пришла к Борису Екимову после появления в «Нашем современнике» (1979, №3) рассказа «Холюшино подворье» (в позднем варианте – «Золотой хозяин»), с которого начинается зрелый период творчества писателя.
Обратимся же к живому слову Бориса Екимова, постараемся понять все то, что он хотел сказать нам, своим читателям, повествуя о таких непростых судьбах простых, казалось бы, людей – своих героев.
Система вопросов и заданий к рассказу Бориса Екимова «Холюшино подворье»:
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытали после его прочтения?
Этот рассказ вызвал сочувствие и сострадание к одинокому Варфоломею. Одновременно возникло чувство гордости за главного героя, поразило ее трудолюбие, упорство и то, что он смог сохранить человеческую душу. Произведение заставило задуматься о судьбах русских деревень, о тяжелой доли крестьянина. После прочтения начинаешь размышлять над многими вопросами современной жизни: зачем живёт человек и каков его нравственный идеал?
2. Как автор изображает Холюшу? Какие основные черты характера присущи главному герою?
«И сейчас на хуторе, в старом вихлянцевском доме, жил Холюша, по паспорту Варфоломей Вихлянцев, инвалид с деревянной ногой, семидесяти лет от роду».
Холюша представлен как противоречивый образ. В герое сочетаются как положительные черты, так и отрицательные. На первый взгляд старика можно скорее односторонне оценить и увидеть в нем только отрицательное: алчность, расчет, недовольство и занудство. Однако в конце рассказа читателю удается понять, что Холюша ̶ настоящий труженик. Кроме трудолюбия для него характерны ответственность, находчивость, любовь к окружающему миру. Герой очень смиренный человек, а потому всегда старается стойко переносить все тягости жизни.
3. Какие события жизни главного героя описаны в рассказе?
В один из крещенских морозов обнаружил Холюша у себя на подворье след одноконных саней. Стало ясно, что во дворе были воры. Надежды на участкового-пьяницу никакой, а потому старик вызвал районную милицию, которая произвела осмотр места происшествия уже на следующее утро. Позже выяснилось, что Егор – свояк потерпевшего, муж внучки родной Холюшиной сестры Фетиньи, живущей в городе.
Поразили Егора масштабы Холюшиного хозяйства. Он и жалел старика, и уважение к нему почувствовал. В городе неподалеку от них домик с огородом продается за пять тысяч, именно туда парень и предлагает Холюше перебраться да зажить вместе с Фетиньей и ее старшей дочерью, которые бедствуют от притеснений другого зятя. Долго принимал старик решение, не мог бросить свое родное подворье. Решившись на переезд, старик отказывается от затеи в самый последний момент, несмотря на купленный дом: «Вчера в ночь Зорька отелилась. Родилась новая Звезда – “все чисточко при ней, без поднесу!”. Предание о прародительнице Зорькиного рода-племени воплотилось в этой телочке… Какой может быть торг, коли послал Холюше Господь напоследок такое счастье?»
4. Почему Варфоломей представлен как противоречивый образ?
Борис Екимов, создавая противоречивый образ главного героя, хотел показать настоящий характер истинного человека, а не вымышленного персонажа. Все отрицательные черты являются итогом тяжелой жизни, изматывающего труда. В образе Холюши внешние «корявости» порой готовы затмить черты подлинного героя-труженика, человека, живущего по велению своей души и отстаивающего свой образ жизни, но именно это противоречие и делает его характер «живым».
5. Как вы думаете, в чем заключается смысл жизни для Холюши?
Холюша испытывает нравственную потребность в труде. Только каждодневные хлопоты способны наполнить смыслом его существование, изредка одарить подлинной радостью. Без этой работы, привычка к которой впитана с молоком матери, жизнь для него попросту утратит всякий смысл. Именно поэтому дом, купленный в поселке, так и не дождется нового хозяина: Холюша не уйдет с родного подворья, пока не наступит его последний час.
6. Можно ли Холюшу сравнить с мифологическим образом домового?
Да, можно. Само описание внешности главного героя отсылает к мифологическому образу домового: «Лицо Холюши было каким-то зольным от седой щетины, которую тот соскребал раз в неделю. Телогрейка и ватник затерханы до лоска», на голове – неизменный треух . Излюбленное место Холюши, как и домового, – старинная русская печь, символ первопредков. Взаимообратимость, связанность владельца крестьянской усадьбы, патриарха, и домового – общее место в славянской мифологии. Отсюда же непреклонное следование принципам традиционного домостроительства вопреки воле окружающих и самой истории.
7. Как вы думаете, зачем автор изменил первоначальное название рассказа? Почему Холюша — «золотой хозяин»?
В рассказе автор выбрал форму повествования от третьего лица, что позволило ему избежать выражения собственной субъективной позиции. В результате образ главного героя вызвал противоречивые оценки как читателей, так и критиков. Чтобы внести ясность в развернувшиеся споры, Екимов изменил обобщенное первоначальное название «Холюшино подворье» на откровенно субъективное — «Золотой хозяин». Холюша именно «золотой» хозяин, у него такая жадность к труду, что все другое просто отброшено, об удобствах жизни и мысли нет, как нет у него мысли о богатстве и безделии. Холюша — потомственный крестьянин, возделывающий и оберегающий родовую землю. Герой не порабощен своим трудом. Для него труд — основа жизни, зов души, закон предков.
8. Всегда ли труд облагораживает человека?
Нет, не всегда. Труд — это способ выжить. Иногда человеку ради выживания приходится заниматься работой, которую он не любит. Часто эта работа является тяжелой. Человек постепенно «огрубевает», привыкает к тяжелой жизни. В рассказе «Холюшино подворье» главный герой зарабатывал себе жизнь практически каторжным физическим трудом. Он настолько привык к своему образу жизни, что уже не может от него отказаться. Желание жить в достатке побуждало героя работать еще больше. Все богатство было заработано честным трудом. Однако у многих это вызывало зависть и осуждение; люди расценивали подобный образ жизни как жадность. Через образ Холюши Екимов дает понять читателям, что не всякий труд облагораживает человека. Часто он негативно сказывается на характере, коверкая его. И только стремление к духовной чистоте способно помочь не очерстветь сердцем и сохранить «живую» душу.
9. В образах каких других героев деревенской прозы второй половины ХХ века воплощается идея нравственной потребности в труде? Что объединяет героев этих произведений с образом Холюши?
«Привычное дело» (образ Катерины) В. Белова, «Пелагея» Ф. Абрамова.
Например, Холюшу и Катерину («Привычное дело» В. Белова) объединяет следующее. Катерина — женщина-труженица, большую часть времени суток она проводит на работе, как и Холюша. Оба героя справляются со всеми тяжестями и лишениями, выпадавшими на их долю. Холюша и Катерина добродушны, бескорыстны и сильны духом. Именно о таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень. Персонажей объединяет глубокая привязанность к родному дому, где прошла вся их жизнь. В их сознании история рода неотделима от истории дома, подворья.
Список литературы:
- Екимов Б.П. Холюшино подворье : Рассказы и повесть. — М.: Советский писатель, 1984. — 360 с.
- Ковтун Н.В. «Матренин двор» и его корреляты в современной русской прозе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. ̶ М.: Алмавест, 2019. ̶ №1. ̶ С. 92-102.
- Ковтун Н.В. Патриархальный миф в традиционалистской прозе рубежа ХХ – ХХI веков // Сибирский филологический журнал. ̶ 2013. ̶ №1. ̶ С. 77-87.
- Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. Редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. — М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву — А. М. 2000. – 808 с.