Вступительное слово
Евгений Юрьевич Лукин родился 5 марта 1950 года в г. Оренбурге. В 1972 году он окончил историко-филологический факультет Волгоградского педагогического института, получил диплом учителя русского языка и литературы. Личная жизнь Е. Лукина связана с именем Любови Белоножкиной (далее — Лукиной), знакомство с которой состоялось еще в студенческие годы.
Литературную деятельность Е. Лукин начинал трижды. Первый раз — в г. Ашхабаде, еще школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» опубликованы его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега». Следующие пятнадцать лет проходят в творческом молчании писателя. Затем — возвращение на печатные площадки в соавторстве с женой.
14 мая 1996 года не стало Любови Лукиной.
Рассказ «Словесники» отмечает начало очередного этапа в творчестве Е. Лукина — самостоятельной деятельности. Писатель переходит на крупную форму: «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга», «Разбойничья злая луна», «Чушь собачья». Он издает стихи, которые оформились в сборники «Фарфоровая речь», «Чертова сова» и др. Е. Лукин записывает диски авторской песни и переводит зарубежную фантастику: Пирса Энтони и Барбару Хэмбли.
Отличительная черта произведений Е. Лукина — это его блестящий, поэтичный язык, а также искрометный, тонкий юмор. Признавая писателя одним из лидеров современной литературы, большинство критиков характеризуют его творчество как «ироническую фантастику», именуя самого автора «фантастомюмористом».
Рассказы и повести Е. Лукина вошли в золотой фонд современной русской фантастики.
Тот — ради славы, тот — в избытке мужества,
иной — в угоду звонкому грошу,
а я который год пишу от ужаса,
что больше ничего не напишу.
«Баклужинский цикл» Е. Лукина состоит из ряда эпических произведений, от романов до рассказов:
− Алая аура протопарторга (2000);
− Чушь собачья (2003);
− Звоночек (2004);
− Юность кудесника (сборник рассказов, составленный из произведений двух предыдущих сборников «Портрет кудесника в юности» и «Штрихи к портрету кудесника») (2007);
− Бытие наше дырчатое (2007);
− Лечиться будем (2008);
− По ту сторону (2008);
− Секондхендж (2010);
− Педагогическая поэма второго порядка (2012);
− Понерополь (2015).
Система вопросов к рассказу Е. Лукина «Разочарованный странник»
(из «Баклужинского цикла»)
-
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время прочтения?
Сначала события, происходящие в рассказе, вызывают улыбку. Мы с интересом наблюдаем за бытом старого колдуна и его ученика, узнаем об особенностях этого времени.
Интересна также история гостя, пришедшего к героям.
Однако по мере развития действия интерес сменяется размышлениями о природе современного человека, его нравственных ориентирах и совести. - Откуда взят эпиграф к рассказу? Как он связан с содержанием произведения?
Эпиграф взят из пьесы Фридриха Шиллера «Разбойники»: «Люди, люди! Порождение крокодилов! <Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!>». Старый колдун Ефрем Нехорошев произносит: «И ведь всю жизнь одно и то же, одно и то же! — посетовал он. — Идут и идут… Одному на тещу хворь наведи, другому — чтоб начальник ногу сломал. С подвывихом. И хоть бы кто-нибудь ближнему своему добра пожелал…». В этой реплике дается оценка современных людей и их нравственных качеств главным героем рассказа, что созвучно пьесе Фридриха Шиллера. В конце художественного текста Евгения Лукина мы также можем видеть подтверждение этих слов: «хозяин физического тела» говорит, что другого «ментовка придет… брать» («Вот это он влетел!.. — хохотал бывший клиент. — Вот это я его обул!..»).
В тексте представлена ситуация, дающая отрицательную оценку моральным качествам человека. Люди (клиенты старого колдуна Ефрема Нехорошева и его ученика Глеба) становятся «порождением крокодилов», так как утрачивают человечность, которая делает нас людьми. - Почему Ефрем Нехорошев сетует, что никто не желает ближнему добра, и прав ли Е. Лукин, предваряя текст художественного повествования утверждением: «Люди, люди! Порождение крокодилов!»?
В данном художественном тексте ситуация обстоит таким образом, что люди утрачивают человеческое лицо не в прямом смысле этого слова, а утрачивают качества, делающие нас людьми.
Ефрем Нехорошев сетует на злое отношение людей друг к другу: к нему приходят с просьбами о наведении хвори, и никто не желает ближнему добра. Также и последний клиент провернул посещение старого колдуна с целью обмануть человека, в чьем теле он сейчас ходит.
Евгений Лукин прав, выбирая эпиграф к произведению; важно, чтобы строки из сочинения Фридриха Шиллера не распространялись на каждого из нас. - Эпиграф наряду с другими элементами составляет раму произведения, однако первое, что мы видим при знакомстве с сочинением, — это заголовок. Обратимся к названию рассказа. Е. Лукин дает словесный намек на литературные работы, которые предполагаются общеизвестными [художественный прием — аллюзия]. Какие творческие работы являются прецедентным текстом, или предтекстом, по отношению к рассказу Е. Лукина?
А.С. Пушкин «Странник», Н.С. Лесков «Очарованный странник». - Кто в художественном тексте Е. Лукина является разочарованным странником? Сравните образы Ивана Северьяныча Флягина (Н.С. Лесков) и странника из рассказа Е. Лукина.
Разочарованным странником является клиент, который пришел за помощью к старому колдуну Ефрему Нехорошеву и его ученику Глебу. Он говорит о том, что воспользовался услугами фирмы по организации экскурсий в астрал, а теперь не может возвратиться в собственное тело.
У Н.С. Лескова странник откликается на красоту, ценит ее, может ее описать, будь то красота животного или женщины. Он очарован красотой родной природы, красотой лошади Дидоны, красотой молодой цыганки Груши. Герой текста Е. Лукина «разочарован», он совершил путешествие в астрал, и единственное, что может вынести из этого путешествия, — расстройство, что его тело забрали. - Н.С. Лесков в повести «Очарованный странник» составляет портрет своих современников (написана в 1872-1873 гг.). Найдите информацию, в какое время происходит действие рассказов Е. Лукина из «Баклужинского цикла». Можно ли говорить, что Е. Лукин описывает современных ему людей, свое поколение?
Действие происходит после распада Советского Союза, а затем распада России и вымышленной Сусловской области: города Лыцк, Баклужино, Суслово, Сызново — который произошел в 2017 году.
Е. Лукин описывает современных ему людей, причем введение в повествование такого элемента, как астрал, отправляет нас к еще более раннему периоду истории России (Советского Союза) — 90-е гг. В это время на телевидении были популярны псевдонаучные передачи, связанные с параллельными мирами. Также именно с названным десятилетием (шире — двенадцатью годами) связано идеологическое клише «лихие девяностые», отрицательно характеризующее и рассматривающее с негативной стороны период истории постсоветских стран 1992-2004 гг. - Сравните, какими представляются современники Н.С. Лескову и какими Е. Лукин видит людей, проживающих с ним в одно время. Есть ли различия?
Н.С. Лесков в повести дает целую галерею портретов, целиком составляющих русский народ. Помимо Флягина мы с первых страниц произведения мы встречаемся с рассказом о попике из московской епархии, который молится за самоубийц и этим «исправляет их положение» в аду. Следующий персонаж — граф, который вознаграждает Флягина за спасение своей жизни, предлагает богатства, однако Флягин просит только гармонь.
Улан, который являлся вторым мужем дамы, чьего ребенка Флягин считал своей «воспитанницей», дал Ивану денег и отпустил, поскольку не мог держать у себя беглого крепостного.
С другой стороны, в повести мы встречаемся с описанием жестокого наказания Ивану со стороны татар, у которых он жил, — те «подщитинили» его: надрезали кожу на ступнях, набили туда рубленного конского волоса и зашили.
В повести Н.С. Лескова мы встречаем как положительные, так и отрицательные примеры человеческого отношения к Флягину. Однако в большей степени люди добры к нему, и зло он встречает только от татар, которые вначале сжалились над ним и увезли в степь, тем самым спасли от тюрьмы.
В рассказе Е. Лукина «Разочарованный странник» старым колдуном Ефремом Нехорошевым и его учеником Глебом дается однозначная оценка людей («И хоть бы кто-нибудь ближнему своему добра пожелал…»). Здесь люди более не встречают от окружающих добра и сами это добро ни на кого не направляют: например, клиент старого колдуна признался, что хотел бы вернуться в собственное тело, но при этом избежать встречи с обладателем того тела, в котором он сейчас, т.к. «обул» его. - Е. Лукин говорит об отсутствии доброжелательного отношения к ближнему. Действительно ли современное общество изменилось настолько, что люди больше не желают ближнему добра? И почему?
Неправильно говорить о полном отсутствии доброжелательного отношения: люди помогают друг другу, а также готовы помочь тому, кто оказался в сложной жизненной ситуации (благотворительные фонды, бесплатные консультации и прочее). С другой стороны, восприятие человеком человека стало более враждебным, а поведение — эгоистичным.
К современным реалиям применим термин «разумный эгоизм».
Во многом это обусловлено крахом коллективистского типа общества. С распадом Советского Союза старшее поколение перестало верить в «утопию», построенную на началах взаимовыручки и общего дела, соответственно оно воспитывает своих детей с другими идеалами.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время прочтения?
Список литературы:
- Путило О.О. Жанровое своеобразие «Баклужинского цикла» Е. Лукина // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Ноябрь 2018. № 5(58). С. 26–30.
- Разочарованный странник: Евгений Лукин // Библиотека фантастики: rulibs.com [Электронный ресурс]. URL: http://rulibs.com/ru_zar/sf_humor/lukin/9/j20.html (дата обращения: 02.11.2019).
- Евгений Лукин [Электронный ресурс]. URL: http://fantlab.ru/autor170 (дата обращения: 22.12.2019).
- аллюзия — это… Что такое аллюзия? [Электронный ресурс]. URL: https://literary_criticism.academic.ru/14/аллюзия (дата обращения: 16.01.2020).