Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

 

Вступительное слово

Тема современной деревни стала ведущей в творчестве Б. Екимова. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), автора интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В. Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои — екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 год), премией России (1998 год).

Самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б. Екимова предстаёт мир человеческой души.

 — Вся настоящая литература о жизни человеческой.  Других тем в литературе нет, — считает автор.

По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным в большинстве своих рассказов.

Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»

  1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Я подумала: а что бы  сделала я на месте Фетисыча?  Продолжила бы ходить в сельскую школу или всё-таки переехала бы жить в город? Эти и другие вопросы у меня возникли после прочтения  данного рассказа.

     2. В чём отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж?

За окнами школы тянется поздняя ненастная осень, долгие утренние и вечерние сумерки, «сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми глазницами». Состояние природы подчеркивают эту «пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая«».

В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в природе — сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа «за окном менялась погода: к рассвету прояснилось, заря вставала»

     3. Какой исторический период отражён в рассказе? Найдите приметы времени, подтвердив свой ответ.

Борис Екимов обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на постсоветское время, 90-е годы. Автор раскрывает драму смены исторических эпох: одни люди оказались на вершине процветания, а другие — в пропасти бесправия, нищеты.

Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене;  заборов на главной улице не осталось;  дома «казенные, брошенные»;  «двери да окна в домах брошенных — настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами»; нет клуба уже, разворовали медпункт.

    4. Можно ли отнести рассказ Екимова к явлению «деревенской прозы» и почему?

Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской прозы».
Стремление постичь правду истории и через нее исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и о людях, попавших в нелегкие условия «выживания» — эти черты составляют пафос произведения писателя.
Б. Екимова волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов (В. Белов, В. Распутин, В.Астафьев и др.).

     5. Как жители относятся  ко всему происходящему в хуторе? Подтвердите свой ответ цитатами из текста. 

Деревенские жители смирились с безвыходностью своего положения. Как следствие этого – повальное пьянство, нищета и разруха. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…

Разговор Анны и Федора о том, что пропиты рамы медпункта.
Анна: «Все на пропой и на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку поставить, как у кумы Таисы: Люди во двор тянут, для дела , а ты..».
Федор: «Пузырь. И все будет!» .
И авторская ремарка «укоры были те же, что и вчера, и позавчера, и всю долгую осень».
Мы видим, что с течением времени ничего не меняется.

      6. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?

Мальчик Яков, 9 лет, ответственный, мудрый, серьёзный.
«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…».

      7. Почему Б. Екимов даёт Фетисычу имя Яков? (для ответа на данный вопрос обратитесь к словарю Н.А. Петровского «Словарь русских личных имён»).

В этимологической справке «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского сказано, что это имя происходит от древнееврейского имени со значением «он следует за кем-либо». Мальчик подражает во всем своей учительнице Марии Петровне, которой удалось создать добрые отношения в школе, где есть место требовательности и заботе. Яков заменил ее в классе, всё сделал так, как это сделала бы она:

«Он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, – подумалось ему. – День пропал, его не вернешь», – повторил он слова учительницы».

     8. Какова роль школы в жизни хутора? Как вы думаете, почему для Якова важно было «сохранить» школу, не дать её разрушить местным жителям?

Школа играет важную роль в жизни села. Она является своеобразным центром его культурной жизни. И пока существует школа, существует село.

Мальчик считал, что без него школа пропадёт:
«…Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят». 

Кроме того, происходящее в 90-е г. разрушение сельской инфраструктуры привело к запустению и исчезновению станиц и хуторов, и во многих случаях этот процесс начался с закрытия школ.

       9. Как вы считаете, кто развалил производство в хуторе, запустил землю? 

“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехало, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…”.

Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого — повальное пьянство и воровство. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, магазинами, школами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека — нет деревни, нет жизни…

Ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя, но, мне думается, что часть вины всё-таки лежит на плечах самого народа. Да, колхозной зарплаты нет, но есть подворье, усадьба, сад, огород… Вместо того, чтобы «курочить всё подряд» в селе,  люди могли бы потратить силы на обустройство собственного хозяйства.

      10. Но почему же в конце рассказа автор пишет: «хутор был живой»? Ведь мы выяснили, что жители села разрушили его.

Финал обнадеживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение «лада» в жизни.

Жизнь хутора продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч – ответственный мальчишка с живой душой. И пока в селе будут такие люди, хутор будет «жить».

       11. Можно ли найти ответ на вопрос: как обустроить Россию? Кто должен отвечать за обустройство хуторов?

В настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако, если мы обратимся к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», то сможем сделать следующее предположение: «Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? – а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое государство должно дать четкие гарантии прав меньшинств». За обустройство хуторов должна отвечать «сильная центральная власть», которая начнёт расширять права местной жизни.

«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей – зависит не от Москвы, Киева, Петрограда, — а от провинции». Россия сможет соразмерно развиваться только в том случаем, если «окружное население будет получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста – все не ниже качеством, чем в столицах».

 Список литературы:

  1. Екимов Б.П. Фетисыч // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=58569&p=1 (дата обращения: 21.12.2019).
  2. Биография Бориса Екимова // Международный культурный портал «Эксперимент» [Электронный ресурс] URL: http://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova (дата обращения: 22.12.19).
  3. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: посильные соображения // Электронная библиотека «ЛитМир» [Электронный ресурс] URL:  https://www.litmir.me/br/?b=70172&p=1  (дата обращение 20.01.20).