Предмет: Физика
Класс: 10
Тема: «Закон сохранения энергии»
Проблемный вопрос: Как закон сохранения энергии может пригодиться нам в жизни?
Цели: Изучение закона сохранения энергии и получение сведений о его применимости в науке и жизни.
Задачи:
- Создать условия для формирования умений, обеспечивающих самостоятельное успешное применение закона сохранения механической энергии в жизни.
- Провести опыты, помогающие выяснить, значение закона сохранения энергии в нашей жизни.
Гипотеза: Знание закона сохранения энергии может пригодиться школьникам при решении задач по физике и инженерам на производстве.
Этапы:
- Изучение литературы, поиск информации в интернете
- Проведение эксперимента
- Результаты исследований
- Выводы
I. Изучая различную литературу и информацию в интернете, мы узнали:
При взаимодействиях тел, образующих замкнутую систему: если несколько тел взаимодействуют между собой только силами тяготения и силами упругости и никакие внешние силы на них не действуют, то при любых взаимодействиях тел работа сил упругости или сил тяготения равна изменению потенциальной энергии тел, взятому с противоположным знаком:
. (1)
Вместе с тем по теореме о кинетической энергии работа тех же сил равна изменению кинетической энергии:
. (2)
Из сравнения равенств (1) и (2) видно, что изменение кинетической энергии тел в замкнутой системе равно по абсолютному значению изменению потенциальной энергии системы тел и противоположно ему по знаку:
или
. (3)
II. Мы нашли простые иллюстрации закона сохранения энергии:
Суммарно потенциальная и кинетическая энергия системы тел составляют полную механическую энергию для этой системы тел.Механическая энергия широко известна Человеку с древнейших времен и применяется в таких устройствах, как: стрела, копье, нож, топор, праща, баллиста, повозка, маятник, журавль, ветряная мельница, водяное колесо, парус, гончарный круг, часы, и другие самые разнообразные механизмы…Приведем примеры наиболее распространенных и используемых источников механической энергии:ветер, течение рек, приливы и отливы морей и океанов, сельскохозяйственные животные, и сам человек.Зачастую механическая работа используется как промежуточный этап при выработке электроэнергии. Преобразование механической энергии в электрическую энергию осуществляется генераторами тока. В генераторе происходит превращение вращательного движения вала в электричество. Для вращения вала применяют следующие источники механической энергии: течение рек, океанские и морские приливы-отливы, ветер.Однако основное количество генераторов тока по-прежнему работает на тепловых станциях. Здесь химическая энергия ископаемого топлива преобразуется в тепловую энергию пара, которая затем превращается в электрическую энергию тока – универсальный стандарт, удобный для использования и передачи на большие расстояния.
- Рассмотрим закон сохранения механической энергии на примере колебаний нитяного маятника :
- III. Провели эксперимент с известным «маятником Максвелла»
IV. Анализ результатов и выводы:
- Проведя эксперименты, мы изучили закон сохранения энергии и выявили возможные его применения в повседневной жизни.
- Энергия тела никогда не исчезает и не появляется вновь: она лишь превращается из одного вида в другой.
- Полностью внутреннюю энергию нельзя превратить в механическую.
- Закон сохранения энергии используется не только инженерами, но и в нашей повседневной жизни: наиболее распространенных и используемых источников энергии можно встретить в таких явлениях,как :ветер, течение рек, приливы и отливы морей и океанов.
- Мы выяснили, что школьники решая задачи на закон сохранения энергии, могут лучше понять, как применять его в жизни.
Дополнительные материалы: