Изучение эпических произведений в школе
Методика анализа и изучения эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А. Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения… Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные, ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой глав даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель. Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали» [2].
Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V-VIII классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.
Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы. Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея и др. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, — его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе. При изучении их внимание неизбежно будет концентрироваться на тех компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода. В школьных условиях ими обычно оказываются:
- Тема, проблематика, сюжет, композиция. Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность
- Образы героев (знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов).
- Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного произведения.
На разных этапах обучения в поле зрения учащихся будут находиться не все компоненты, да и вообще полнота анализа больших эпических произведений в школе недостижима. Поэтому важно в каждом случае искать основные линии, доминанты анализа, через которые бы ученик шел к пониманию идейно-художественного смысла произведения на доступном для его возраста уровне.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Вступительные занятия и чтение
Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприятию изучаемого.
Вступительные занятия могут иметь различные виды и формы и занимать разное количество времени, от нескольких минут до одного-двух часов (в старших классах).
На вступительных занятиях учащиеся получают общее представление о том, чем они будут заниматься, либо сведения справочного характера. Но и в том и в другом случае важно увлечь, заинтересовать детей.
Работа по изучению художественного текста и творчества писателя может предваряться сообщением исторических, биографических, лексических, а в старших классах еще и теоретико-литературных, философских, эстетических сведений. Формы этих сообщений могут быть различными. Это и рассказ, и лекция учителя, и беседа, и анализ письменной работы, ранее предложенной учащимся, и разбор картины, и киноурок. Все это должно возбуждать внимание детей. Психологи утверждают, что над вниманием властвует сила эмоций, а пища внимания — новизна [1].
К наиболее распространенным видам вступительных занятий относится сообщение об эпохе (а в старших классах еще и об историко-литературной обстановке), изложение биографических сведений и объяснение непонятных слов, встречающихся в изучаемом тексте.
Объем сведений о жизни и деятельности писателя определяется программой и учебником. Если программа не предполагает изучения биографии, учитель ограничивается самой лаконичной справкой, цель которой — представить, отрекомендовать автора.
Одной из форм изложения биографических сведений является краткий рассказ о жизни писателя, практикуемый согласно требованию программы в средних классах. Самостоятельно решая вопрос о том, какие факты из биографии писателя отобрать для своего рассказа, учитель обязан руководствоваться такими принципами:
Сосредоточивать главное внимание на тех фактах из жизни писателя, которым обязано своим появлением изучаемое произведение, либо тех, которые нашли отражение в нем; отбирать материал, выигрышный в воспитательном отношении; не загромождать свой рассказ обилием фактов и дат; не увлекаться ни послужным списком писателя, ни перечнем написанного им, а рассказывать о нем, как о живом человеке.
Уместна, постановка перед учащимися вопросов, касающихся идейного содержания произведения. Такого рода вопросы возбуждают интерес к роману.
Конечно, не все произведения можно прочитать в классе: в программе по литературе для старших классов значится много крупных произведений, которые прочитать в классе нет возможности. Но тогда возникает вопрос об отборе отрывков, которые обязательно должны быть прочитаны в классе.
Выразительное чтение художественного текста является важным фактором не только восприятия, но и понимания художественного образа.
2. Анализ произведения
Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра.При изучении всех этих жанров внимание учеников должно концентрироваться на существенных компонентах художественного текста, которые существенны для эпического рода:
- Тема, проблематика, сюжет, композиция. Рассматривая их, ученики воспринимают художественное произведение как эстетическую реальность (преображенную действительность).
- Образы героев, знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих типов и характеров.
- Авторская позиция.
Чтобы ученики могли проникнуть вглубь произведения нужно научить их перечитывать его. Помочь ученикам прояснить авторский замысел.
Авторский замысел проще выявить при изучении басни, рассказа. Мы начинаем учить детей на этих жанрах (объем не велик, характеры раскрываются в одном событии). Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.
Учителю необходимо помнить, какой бы путь не был выбран, эпическое произведение, должно изучаться целостно, в неразрывности содержания и формы. Для того, чтобы эпическое произведение изучалось целостно нужно стремиться попеременно фокусировать внимание школьников на элементах образной системы в процессе движения в тексте, не допускать схематизма, анализ сопровождать синтезом, создавать условия для появления и сохранения эмоциональной реакции ученика.
Анализ эпического произведения должен быть содержательным в любом классе. В 5-8 классах главным в анализе является осмысление сюжета, поступков, переживаний героя. В старших классах анализ строиться на серьезном теоретико-литературном фундаменте. Неизбежным моментом работы над эпическим произведением является рассмотрение сюжета и анализ конкретных эпизодов.
Сюжет эпического произведения складывается из выстроенных в определенной последовательности событий, которые происходят в определенном пространстве и времени; из поступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых действуют эти герои.
Вхождение во внутренний мир произведения начинается с освоения сюжетной основы. Прежде чем воспринять, необходимо почувствовать авторскую интонацию и художественную атмосферу произведения.
Целесообразно начать изучение эпического произведения с перечитывания и беседы. Тем самым создается фундамент для последующего анализа.
Освоению сюжета в школе служат:
- Составление плана (план необходим, когда ученик не ориентируется свободно в сюжете).
- Пересказ.
- Группировка событий вокруг определенного действующего лица.
- Прослеживание линии повествования этого действующего лица.
- Работа над отдельными частями произведения (главами, эпизодами).
В выделенной части текста представлено все произведение. Каждый эпизод связан с другими частями.
При работе над эпизодом:
- Строго отбирать эпизоды для подробного разора.
- Связывать эпизод и произведение.
- Варьировать приемы анализа при рассмотрении разных эпизодов.
- Работая над эпизодом, надо стремиться сохранить эмоциональное состояние ученика к героям и событиям.
Не менее, чем за событиями повествования читатель любит следить за действиями персонажа. В ходе работы, особенно важно помнить, что персонаж всегда несет авторскую оценку. Эта работа строится по-разному в средних и старших классах. В V-VI классах воспринимают образ-персонаж как реального человека, но с трудом воспринимают произведение как реальную действительность. В старших классах объясняется не столько поведение, сколько нравственная позиция героя.
Разные стороны личности героя прослеживаются через сопоставление с другими действующими лицами.
Большую роль играют обобщения. Они присутствуют в работе над образом, когда ученику предлагается мотивировать свое отношение к герою. В старших классах вопросы формулируются обширно.
Обобщение может быть достигнуто в том случае, когда учитель помогает осмыслить систему вопросов по-новому.
В IX-XI классах принципиально меняется характер программы. Возрастают интеллектуальные возможности школьника. Появляются новые задачи у анализа. Он становится глубже, затрагивает больше вопросов, требует сложной деятельности учащихся и на передний план выходит методологические принципы: историзма, единства содержания и формы. Принцип анализа произведения в единстве формы и содержания предполагает постоянно выявлять связь композиции, стиля, идейно — художественного замысла, который автор воплотил в своем произведении.
Для понимания эпического произведения важна авторская позиция.
Ученики V-VIII классов отделяют автора от произведения и не все ученики могут увидеть позицию автора в тексте. Задача — научить школьника видеть позицию автора.
В старших классах это понятие расширяется, оно формирует сложное представление. Автор – лицо, которое создает особый художественный мир и это важно. Без учета авторской позиции невозможно понять художественный текст.
Таким образом, произведения эпического рода рассматриваются в школе с многих точек зрения, вбирают работу над разными компонентами художественного текста. Чтобы разносторонне познавать со школьниками рассказы, повести, романы, полезно помнить слова М.А. Рыбниковой: «Мы ведем работу по многим линиям… но эти линии не могут везде и всюду выдерживаться в равной мере»[1].
3. Заключительные занятия.
На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом.
Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии. В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными.
Появлению у школьников общего взгляда на произведение часто помогает работа над критической статьей, сопоставление различных трактовок произведения в критике и в искусстве. Заключительные занятия в старших классах призваны помочь ученикам исторически мотивировать позицию писателя, оценить ее с позиций современности.
Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его в целом, а так же сформировать у них собственное мнение, что способствует становлению личностных характеристик будущего выпускника школы [3].
Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения.
Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам.
В-третьих, заключительные занятия призваны «проверить» прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников в классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные в процессе анализа знания.
Список литературы:
- Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
- Методика преподавания литературы : учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2002. – 397 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 50 с.