Изучение художественного произведения в школе проходит в несколько этапов:
- вступительное занятие;
- чтение;
- первичное восприятие;
- анализ;
- вторичное восприятие;
- заключительное занятие.
Вступительное занятие призвано подготовить учеников к восприятию произведения, обеспечить правильность его понимания, возбудить интерес, создать наиболее благоприятную атмосферу.
Можно уточнять, видоизменять и конкретизировать эти задачи (сообщение необходимых исторических, биографических сведений, объяснение непонятных слов и т.д.), но не следует включать во вступительное занятие сам анализ текста, проверку его содержания, характеристику героев. На вступительных занятиях мы только задаем атмосферу, настраиваем на прочтение и анализ текста, но не раскрываем его идею.
Методисты выделяют:
- вступительные занятия, помогающее понять историческую эпоху, отраженную в произведении или относящуюся ко времени его создания;
- вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведения или вводящие в его тематику;
- занятия, основанные на использование жизненного опыта и живых наблюдений учащихся;
- вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала и т.д.
Трудно регламентировать и объем вступительных занятий. Он может быть различен — от 5-20 мин. в средних классах, до целого урока в старших. Методика этих занятий может быть разнообразной. Это могут быть:
– вступительное слово учителя;
– беседа по личным впечатлениям;
–постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении;
– доклад;
– презентации;
– экскурсии.
В рамках психолингвистических представлений предполагается, что информацию об окружающем мире мы получаем, используя три основных канала восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический). При этом у каждого человека ведущим каналом является какой-то один.
В учебном процессе основная задача учителя заключается в том, чтобы дети освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Поэтому важно, чтобы на уроках были задействованы все каналы восприятия.
Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников. Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении.
Выделяют следующие виды наглядности:
Словесная наглядность– слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ;
Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д;
Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.
Можно использовать материалы, которые объединяют в себе зрительную и слуховую наглядность: экранизации произведения, документальные фильмы, киноэкскурсии по памятным местам. Но не следует злоупотреблять временем на просмотр этого материала.
Объем, содержание, методика приведения вступительных занятий определяются спецификой произведения, воспитательными и учебными задачами, возрастными особенностями учащихся.
На вступительных занятиях необходимо поднимать вопросы и предлагать задания, устанавливающие связь с ранее изученными и самостоятельно прочитанными произведениями. Эта связь может быть осуществлена как в виде вопросов: «Какие произведения данного автора вы читали?», так и в виде вступительного слова об истории создания, месте данного произведения в творческой судьбе автора.
Для того, чтобы учащиеся правильно поняли идею произведения, во вступительном занятии учителю необходимо прокомментировать моменты, сложные для восприятия школьников.
Часто оказывается необходимым историко-бытовой комментарий, да и принцип историзма в изучении литературы требует знания исторической эпохи, в которой создавалось художественное произведение и которая изображена в нем.
Сообщение исторических сведений и объяснение непонятных слов призваны обеспечить правильность понимания произведения. Нужно, чтобы эпоха предстала перед учащимся живописно и красочно. С этой целью следует, прежде всего, воссоздать эмоциональный облик эпохи, для чего следует использовать произведения художественной литературы, смежных видов искусств, воспоминания современников, исторические документы.
Важным этапом вступительного занятия является лингвистический комментарий.Чтобы правильно понять идею текста, нужно разобраться с неизвестными учащимся словами, выражениями. Художественные тексты очень часто пестрят таковыми. При ознакомлении учащихся с литературными произведениями различного времени учитель иллюстрирует элементарные данные об основном словарном фонде и словарном составе языка, об устойчивости словарного составе языка, об изменениях в значении некоторых слов, о выпадении из языка старых появлении новых слов.
Учащимся следует понимать, что язык художественного произведения иногда переходит рамки литературной речи. Писатель для более конкретного и полного изображения литературного персонажа или эпохи может привлекать такие языковые средства, как диалектизмы, просторечные слова, архаизмы и другие. Ученику нужно знать, что не всякое слово, встречаемое им в произведении даже великого писателя, уместно и соответствует речевой культуре учащихся.
Биография и творческий путь писателя – ключ к сложным моментам изучения художественного произведения, включенного в школьную программу. При этом подача биографии в средних и старших классах отличается. В средней школе учащиеся знакомятся с автором эпизодически, в старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. Но и в средней, и в старшей школе, несмотря на то, насколько учащиеся знакомы с автором, пробудить интерес к жизни и творчеству писателя поможет выборка интересных фактов, специально отобранная учителем для определённой возрастной категории. Среди многих фактов необходимо тщательно выбрать материал, который позволит учащимся узнать о чем-то новом из жизни писателя, проследить за его развитием.
Решая вопрос о том, какие факты из биографии писателя отобрать для своего рассказа в средней школе, учитель обязан руководствоваться такими принципами:
- Сосредотачивать главное внимание на тех фактах из жизни писателя, которые повлияли на написание изучаемого произведения, либо тех, которые нашли отражение в нем;
- Отбирать материал, выигрышный в воспитательном отношении;
- Не загромождать свой рассказ обилием лишних фактов и дат;
- Не увлекаться ни послужным списком писателя, ни перечнем написанного им, а рассказывать о нем, как о живом человеке.
В старших классах изучение биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Такой вид работы ставит целью раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя в историко-литературном плане.
Как указывает В.В. Голубков, «лекция о биографии писателя должна отразить:
1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;
2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;
3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;
4) что нового внес он в общественную жизнь и в историю литературы»[Голубков,1962, с.45].
Следует отметить, что монологический способ подачи материала может лишить урок занимательности. Если такие уроки будут наполнены только речью учителя, встреча учеников с писателем так и не состоится.
Чтобы активизировать внимание старшеклассников, можно использовать следующие приёмы: составление хронологических таблиц, запись плана лекции, викторины, подбор эпиграфа к уроку, сопоставление фактов биографии с произведениями, лирическими признаниями писателя в его произведениях, словарную работу. Значимость последней обусловлена тем, что на биографических уроках вводится множество новых понятий.
Необходима активная частично-поисковая и исследовательская деятельность самих обучающихся. Поэтому, осуществляя личностно-ориентированный подход, отдельным ученикам перед изучением творчества того или иного писателя можно дать опережающее домашнее задание поискового характера: собрать в сети интернет информацию о писателе, найти высказывания современников о личности и характере писателя, подготовить сообщение или презентацию. Таким образом, учитель дополняет сведения, которые нашёл ученик, корректирует их, если информация искажена.
Таким образом, вступительные занятия, связанные с введением биографического материала призваны не только понять изучаемое литературное произведение, но и, подготавливают школьников понять авторскую позицию, авторский взгляд на героев, события, жизнь.
Вступительные занятия могут быть многообразны, но выбор содержания, проблемы и методики их проведения не должны быть случайным. Все определяется спецификой произведения, общим направлением последующего анализа и теми воспитательными задачами, которые учитель считает необходимым поставить.
Список литературы:
- Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
- Superinf.Методика преподавания литературы в школе(курс лекций). [Электронный ресурс].2018. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#5 (дата обращения 6.06.2018)
- Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы: учебник для студентов пед.вузов. –М., 1994. – 288 с.
- Голубков В.В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – 318 с.
- Studfiles. Вступительные занятия, их функции и специфика проведения в средних и старших классах. Содержание и методы работы.[Электронный ресурс].2018. URL:https://studfiles.net/preview/5229971/page:9/ (дата обращения 6.06.2018)