Для целостного и глубокого восприятия учениками литературного произведения необходимо изучать его поэтапно. Изучение литературного произведения не может происходить в хаотичном порядке. Процесс изучения любого произведения проходит в 5 этапов:
Первым этапом является вступительное слово учителя.
Вступительное слово учителя несет в себе несколько важных целей:
- Подготовить учеников к восприятию произведения;
- Обеспечить правильность понимания произведения;
- Возбудить интерес к изучению произведения.
Традиционно выделяется два вида вступительного слова:
- Вступительное слово по биографии писателя;
- Вступительное слово по произведению.
Вторым этапом изучения литературного произведения является чтение художественного текста.
Исследователи по-разному классифицируют виды чтения. Наиболее часто выделяют такие виды как:
- Творческое (по Н.И.Кудряшеву);
- Комментированное;
- Ознакомительное;
- Изучающее;
- Поисковое.
Существует классификация видов чтения по месту прочтения текста:
- Домашнее чтение
- Чтение в классе.
При предварительном домашнем прочтении произведения схема изучения может изменяться.
Третьим этапом является первичное восприятие художественного текста.
Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.
Самый удобный прием для этого – беседа. Беседа после первичного восприятия, прежде всего, должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.
Кроме беседы, первичное восприятие учащихся можно проверить такими приемами как:
- ведение читательского дневника;
- устное словесное рисование;
- разработка и защита иллюстрации, герба героя, обложки,афиши, коллажей.
Четвертым этапом изучения литературного произведения является анализ.
При проведении четвертого этапа изучения литературного произведения используются следующие приемы:
- анализ текста;
- анализ образов\ сравнительный анализ образов;
- анализ языка произведения;
- анализ проблематики и поэтики произведения с помощью внетекстовых материалов;
- анализ эпизода эпического произведения;
- сравнительный анализ литературных произведений и исторических, документальных источников;
- сравнительный анализ произведений русской классики;
- анализ особенностей стиля произведения;
- поиск ответа на проблемные вопросы.
И последним, завершающим этапом изучения литературного произведения является вторичное восприятие текста.
Вторичное восприятие — это этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.
На этапе вторичного восприятия используются следующие приемы:
- инсценирование эпизода произведения;
- разработка и защита иллюстрации, герба героя, обложки,афиши, коллажей;
- создание буктрейлера по произведению;
- сочинение синквейна;
- составление ментальной карты.
Список литературы:
- Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
- Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 226 с.
- Савина Л.Н., Путило О.О. Использование традиционных и инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов к реализации ФГОС общего образования по литературе: учеб.-метод. материалы для бакалавров 3-4 курсов фак. филол. образования ВГСПУ Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2016. – 64 с.
- Eduintro. Образование: аналитика и новости. [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://www.eduintro.ru (дата обращения 28.05.2018).