Этапы изучения литературного произведения

Для целостного и глубокого восприятия учениками литературного произведения необходимо изучать его поэтапно. Изучение литературного произведения не может происходить в хаотичном порядке. Процесс изучения любого произведения проходит в 5 этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первым этапом является вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя несет в себе несколько важных целей:

  • Подготовить учеников к восприятию произведения;
  • Обеспечить правильность понимания произведения;
  • Возбудить интерес к изучению произведения.

Традиционно выделяется два вида вступительного слова:

  1. Вступительное слово по биографии писателя;
  2. Вступительное слово по произведению.

Вторым этапом изучения литературного произведения является чтение художественного текста.

Исследователи по-разному классифицируют виды чтения. Наиболее часто выделяют такие виды как:

  • Творческое (по Н.И.Кудряшеву);
  • Комментированное;
  • Ознакомительное;
  • Изучающее;
  • Поисковое.

Существует классификация видов чтения по месту прочтения текста:

  1. Домашнее чтение
  2. Чтение в классе.

При предварительном домашнем прочтении произведения схема изучения может изменяться.

Третьим этапом является первичное восприятие художественного текста.

Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.

Самый удобный прием для этого – беседа. Беседа после первичного восприятия, прежде всего, должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

Кроме беседы, первичное восприятие учащихся можно проверить такими приемами как:

  • ведение читательского дневника;
  • устное словесное рисование;
  • разработка и защита иллюстрации, герба героя, обложки,афиши, коллажей.

Четвертым этапом изучения литературного произведения является анализ.

При проведении четвертого этапа изучения литературного произведения используются следующие приемы:

  • анализ текста;
  • анализ образов\ сравнительный анализ образов;
  • анализ языка произведения;
  • анализ проблематики и поэтики произведения с помощью внетекстовых материалов;
  • анализ эпизода эпического произведения;
  • сравнительный анализ литературных произведений и исторических, документальных источников;
  • сравнительный анализ произведений русской классики;
  • анализ особенностей стиля произведения;
  • поиск ответа на проблемные вопросы.

И последним, завершающим этапом изучения литературного произведения является вторичное восприятие текста.

Вторичное восприятие — это этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

На этапе вторичного восприятия используются  следующие приемы:

  • инсценирование эпизода произведения;
  • разработка и защита иллюстрации, герба героя, обложки,афиши, коллажей;
  • создание буктрейлера по произведению;
  • сочинение синквейна;
  • составление ментальной карты.

 

Список литературы:

  1. Богданова О.Ю., Леонов С.А.,Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
  2. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 226 с.
  3.  Савина Л.Н., Путило О.О. Использование традиционных и инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов к реализации ФГОС общего образования по литературе: учеб.-метод. материалы для бакалавров 3-4 курсов фак. филол. образования ВГСПУ Волгоград: Издательство ВГСПУ «Перемена», 2016. – 64 с.
  4. Eduintro. Образование: аналитика и новости. [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://www.eduintro.ru (дата обращения 28.05.2018).