Вступительное слово
Евгений Юрьевич Лукин — один из ярчайших представителей отечественной фантастики. Обладая тонким и метким языком, Евгений Юрьевич с неповторимой иронией описывает окружающую действительность.
Евгений Лукин родился 5 марта 1950 года в Оренбурге. В конце 60-х Евгений перебрался в Волгоград. Здесь он окончил историко-филологический факультет Волгоградского педагогического института. Еще в институте он познакомился со своей будущей женой Любовью Белоножкиной, с которой он начал писать фантастические произведения в соавторстве с 1975 года. Скандал 1984 года, когда партийные чиновники обвинили активистов клубов любителей фантастики в антикоммунистической направленности творчества, неожиданно принес Лукиным всесоюзную славу. Произведения Лукиных стали печататься в популярных изданиях, таких как «Знание-сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская литература», в дайджесте «Спутник».
Кстати, литературную деятельность Евгений Лукин начинал, по меньшей мере, трижды. Первый раз – в Ашхабаде, еще школьником. В 1966-1967 годах в газете «Комсомолец Туркменистана» и журнале «Ашхабад» выходят его первые подборки стихов и пародийная фантастическая повесть «Оранжевая Вега».
В соавторстве с супругой Евгений Юрьевич создаёт множество повестей и рассказов, первоначально написанных «в стол». Однако через некоторое время появляются постоянные публикации совместного творчества, а вскоре и слава. А искромётный юмор Лукиных быстро нашёл своих почитателей, что отразилось в полученном ими прозвище «Ильф и Петров в фантастике».
Второе вторжение на печатные площади он уже совершает вдвоем с Любовью. В 1981 году газета «Вечерний Волгоград» помещает их повесть «Каникулы и фотограф».
Первый сборник «Когда отступают ангелы» Лукиным удалось издать только в 1990 году – к тому времени Лукины успели стать одними из самых популярных отечественных фантастов. В том же году супругам во французском городе Файенсе была вручена медаль и диплом «Еврокон-90». А в 1992 году Лукиных приняли в Союз писателей СССР.
К Лукиным приходит известность. Их повести и рассказы публикуются в журналах «Знание-сила», «Искатель», «Вокруг света», «Советская литература» (на английском, французском и проч.), в дайджесте «Спутник», в чешских, болгарских, немецких журналах, неоднократно включаются в сборники, выходящие в Берлине и Мюнхене.
В 1992 году волею случая Лукин попадает в «горячую точку» в Молдове. И Евгений снова берет в руки гитару. Сам собою рождается цикл «Приднестровских песенок» под общим заголовком «Я твой племянник, Родина» – о людях, преданных России и преданных Россией.
В 1994 году соавторство Лукиных распалось. Любовь Александровна отошла от фантастики, а в 1996 году ее не стало. Первый свой «сольный» рассказ «Словесники» (1993-1994) Евгений боится публиковать в течение нескольких лет. Однако в 1997 году рассказ завоюет сразу две престижных премии в области фантастики – «Интерпресскон» и «Странник».
Затем один за другим выходят романы: «Разбойничья злая луна» (1997), «Катали мы ваше солнце» (1997), «Зона справедливости» (1998), ««Алая аура протопарторга» (1999), повесть «Слепые поводыри» (2000) и около десятка новых рассказов.
Произведения все – фантастические, но следует заметить, что доля фантастики в них заметно уменьшилась. Так «Зону справедливости» часть критиков сочла реалистическим романом, а «Алую ауру протопарторга» объявила сатирической повестью. Что, впрочем, не помешало всем этим произведениям собрать целую коллекцию всевозможных премий и призов именно в области фантастики. Восемь «Интерпрессконов», четыре «Бронзовых улитки», три «Странника», три «Сигмы-Ф», два «Фанкона», два «Звездных моста», жанровая премия «Меч в камне», «АБС-премия» и «Малый Золотой Остап» – список внушительный.
Сам Евгений Лукин признается, что давно уже не видит разницы между вымыслом и реальностью, он считает, что мы живем в фантастической стране и что ничего не надо придумывать – достаточно оглядеться. Цель творчества Е. Лукина состоит не в коммерческом интересе или славе:
«Пишу для себя, пытаюсь разобраться в собственных проблемах, точно уверенный, что среди многих русскоязычных миллионов обязательно наскребётся миллионишко, мучимое теми же самыми вопросами».
В 2000 году в Волгограде малым тиражом вышел его первый поэтический сборник «Дым Отечества». А «Литературная газета» в этом же году объявила Евгения Лукина лауреатом премии «Золотой теленок» «Клуба 12 стульев» – за циклы иронических стихов.
Волгоград со своими окрестностями стал полноправным героем произведений Е. Лукина. Последние несколько лет Евгений Юрьевич пишет «Баклужинскую серию» – рассказы и повести о мелких государствах со своими законами, в которых можно узнать Волгоград, Волго-Ахтубинскую пойму, райцентры области и т.д. [3], [4].
Тот – ради славы, тот – в избытке мужества,
иной – в угоду звонкому грошу,
а я который год пишу от ужаса,
что больше ничего не напишу.
На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу «Разочарованный странник».
Вопросы для анализа
1. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время прочтения?
Этот рассказ полностью соответствует духу и стилю цикла: легкий юмор, низменные человеческие. Написано легко, читается всласть.
2. Кто в художественном тексте Е. Лукина является разочарованным странником?
Сам колдун Ефим Нехорошев,
3. Откуда взят эпиграф к рассказу?
Цитаты из трагедии (действ. 1, сцена 2) «Разбойники» (1781 г.) немецкого поэта Шиллера Фридриха (1759 – 1805). Слова Карла Моора: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!».
Перевод произведения в 1828 году сделал русский литератор Николай Христофорович Кетчер (1809— 1886).В России фраза стала популярна благодаря русскому драматургу Островскому Александру Николаевичу (1823 – 1886), который часто применял ее в своих произведениях.
4. Историк литературы А.Н. Николюкин утверждает, что «строки, взятые «на эпиграф (выражение Б. Пастернака), выполняют прогнозирующую функцию, они еще до знакомства читателя с текстом сообщают о главной теме или идее произведения, ожидаемых сюжетных ходах, характеристике действующих лиц, эмоциональной доминанте». Дает ли эпиграф рассказа «Разочарованный странник» установку на идею произведения?
Да, эпиграф и содержание текста связывают мысль о разочаровании в людях, восклицание, означающее, что люди лицемерны, коварны, недоброжелательны. В этом состоит и главная мысль рассказа.
5. Как вам кажется, почему Ефрем Нехорошев с первых секунд встречи с потерявшим тело клиентом проявляет к нему недоверие? Что выдаёт клиента как лгуна?
Изначально опыт кудесника помог ему с первого взгляда выявить неладное: » Та-ак… — по-снайперски прищуривая левый глаз, зловеще молвил Ефрем»[1]. Дальше ложь помогли выявить странное истеричное поведение и невнимательность клиента:
— Почему вы так со мной разговариваете?!
— А как с тобой разговаривать? Ты ж не представился… Значит, аферисты?.. Тело тебе подменили, да?.. Это где ж ты видел афериста, чтоб он на память сотик с документами оставлял?[1]
6 . Почему Ефрем Нехорошев сетует, что никто не желает ближнему добра, и прав ли Евгений Лукин, предваряя текст художественного повествования утверждением: «Люди, люди! Порождение крокодилов!»?
Ефрем Нехорошев работает хоть и в своеобразной, но все же в сфере услуг. Специфика его работы заключается в том, чтобы встречаться с людьми, с их запросами, показывающими всю подноготную своих хозяев. Ситуация, случившаяся с кудесником в этом рассказе только подтверждает фразу «Люди, люди! Порождение крокодилов!».
Также, в произведении Ефим пытается рассказать Глебу историю:
— Приходит вчера одна, плачет, — поделился он. — Оказывается, подруга у неё похудела. Во беда-то! Спрашивает: как сделать, чтобы та снова толстой стала… [1]
Желание сделать ближнему плохо, злоба и обида приходят к Нехорошеву вместе с клиентами. Поэтому Ефим и разочаровывается, делая вывод об окружающих как злых, лицемерных и недоброжелательных созданиях.
Литература
- Лукин Е. Портрет кудесника в юности: М. Издательский дом «Престиж Бук», 2007. 390 с.
- Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с
- Путило О.О. Топология вымышленного пространства «баклужинского цикла» // Известия ВГПУ. 2019. №1 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/topologiya-vymyshlennogo-prostranstva-bakluzhinskogo-tsikla
- Путило О.О., Млечко А.А., Давыдова Д.Д. Изучение фантастических рассказов Е. Лукина в старших классах (на материале цикла «Портрет кудесника в юности») // Грани познания. 2019. № 1 (60). С. 45-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38048799