Вступительное слово
Современная фантастическая литература пополняется новыми направлениями: мифологическая фантастика, утопия и антиутопия, юмористическая и сатирическая фантастика, турбореализм, фантастика ужасов (хоррор), которые требуют отдельного изучения на уроках литературы в старших классах. Потому важно выделить несколько уроков внеклассного чтения на изучение фантастической литературы, в частности, на изучение творчества региональных фантастов [1].
Сергей Николаевич Стоян — российский автор романов, которые сочетают в себе элементы современного динамичного боевика, традиционной научной фантастики, детектива и даже философско-психологической драмы.
Родился в 1965 году в городе Волгограде. Служил в армии (1984-1986 г.), а в 1990 году с отличием окончил Волгоградский политехнический институт (специализация робототехника) и с тех пор успешно трудится в области информационных технологий.
«Сразу после института я пару лет отработал электронщиком в одном НИИ. Мы разрабатывали перспективное направление — приборы неразрушающего контроля с компьютерной обработкой данных. В те далекие времена у меня хватало энергии, чтобы, придя с работы, паять и конструировать электронные схемы еще и дома». В середине 90-х занимался частным бизнесом по торговле компьютерами.
На сегодняшний день в копилке автора несколько романов, которые сочетают в себе элементы современного динамичного боевика, традиционной научной фантастики, детектива и даже философско-психологической драмы.
В 2000-м году состоялась первая публикация – рассказ «Попутчик из коллапса» в журнале «Звёздная дорога». С тех пор в различных издательствах вышло несколько романов, которые стоит попробовать на свой вкус почитателям формулы — «чудо, тайна, достоверность», доставшейся нам в наследство от классиков приключенческой литературы.
«Сейчас активно работаю над новыми произведениями, в которых уже использую некоторый опыт, полученный при создании сценарных проектов» [3].
Произведения автора, которые он сам определил, как «остросюжетную космическую фантастику не лишенную здравого смысла», отличаются непредсказуемо развивающимся сюжетом, адекватными ярко прописанными героями и новыми глобальными идеями.
Особенность С. Н. Стояна состоит в том, что он один из первых в Волгограде стал вести свой блог, где публиковал свои рассказы, заметки о писательском труде и напрямую общался со своими читателями.
С помощью примера С. Н. Стояна можно рассказать детям о плюсах и минусах современного ремесла писателя, ведь каждый сегодня может с легкостью стать автором своего произведения. Это может заинтересовать детей, особенно тех, у кого есть интерес к написанию рассказов и стихов. На сегодняшний день проходят разнообразные чтения стихов молодых авторов, что способствует развитию творческих и коммуникативных навыков школьников.
Рассказ «Дегенератор» опубликован в журнале «Все загадки мира» №10, 2020.
Система вопросов к рассказу С.Н. Стояна «Дегенератор»
При обращении к заглавию рассказа Стояна необходимо сначала спросить детей, как они понимают слово «генератор», а затем – какое значение несет в себе приставка «де-».
Одно из значений понятия «генератор» – это устройство, производящее какие-либо продукты, вырабатывающее электроэнергию или преобразующее один вид энергии в другой. А также генераторы — это люди действия, творцы.
ГЕНЕРА́ТОР, -а, м. [От лат. generator — производитель] —
1. Устройство или машина для превращения механической (или какой-л. другой) энергии в электрическую. Генератор переменного тока. Синхронный генератор.
2. Название различных приборов, предназначенных для производства (генерации) чего-л. Генератор ацетилена. Генератор сигналов.
3. То же, что газогенератор. [2].
После того, как выяснили значение слова генератор, учителю необходимо разобрать с детьми значение приставки.
В названии рассказа употреблена приставка де-, которая носит значение «отделение, отмену, движение вниз».
Соответственно, приходим к выводу, что дегенератор в рассказе С. Н. Стояна – это человек, который перестает преобразовывать идеи, человек, который «стоит на месте» в своем творческом потенциале.
Какое значение в слово «дегенератор» вкладывает один из героев одноимённого рассказа?
«Ну, как деинсталлятор, который удаляет программы на компьютере. Только ты своим биополем лишаешь человека способности генерировать новые идеи, и вообще творчески мыслить»[4].
Каким нам представляется такой человек? Каким предстает главный герой рассказа Ерохин в начале произведения? Есть ли у него шанс улучшить свою жизнь?
Ерохин беден и любит выпить, «работает охранником сутки через двое» [4]:
«… Ничего хорошего от жизни он уже не ждал» [4].
«Опрокидывать стаканчики Ерохин любил в меру своих финансовых возможностей, а они как раз были практически исчерпаны, о чём он, не стесняясь, и поведал нежданному собутыльнику» [4].
«– Подзаработать хочешь? – спросил он.
– Не хочу, – честно признался Ерохин. – В смысле – работать не хочу, но от денег бы не отказался» [4].
Помимо Ерохина в рассказе присутствует и другой персонаж, без которого не получился бы «Дегенератор». Он появляется уже в самом начале рассказа. Что это за персонаж? Приятен ли он в общении, почему?
Этим персонажем оказывается Сергеев – бывший одноклассник Ерохина, с которым не общались длительное время:
«Звонил его бывший одноклассник Сергеев, с которым они не общались двадцать лет, ровно с момента окончания выпускного бала» [4].
Также нам известно, что он является бывшим научным сотрудником, но «бывшим» себя явно не считает:
«– А, ну да, ты же у нас бывший научный сотрудник, – с сарказмом произнёс Ерохин.
– Научные сотрудники бывшими не бывают, – с напускной суровостью заявил Сергеев» [4].
Но на данный момент работает сценаристом в офисной компании, которая занимается производством фильмов:
«Сама компания, в которой Ерохин теперь просиживал свою жизнь, занималась производством фильмов» [4].
Этот персонаж с самого начала произведения проявляет себя настойчивым человеком, уверенно идущим к своей цели:
«Первые два звонка с неизвестного номера Ерохин пропустил, потому что не успел. <…> Но неизвестный был настойчив» [4].
Обычно такие люди не особо приятны в общении, они желают получить что-то за счёт другого, умеют уговаривать, льстить, скрывать неугодную им информацию, всячески искажать ситуацию, ради собственной выгоды.
Как складывается общение Ерохина с Сергеевым? Что можно сказать о последнем?
«После дежурных приветствий и натянутых шуток Сергеев предложил где-нибудь встретиться и опрокинуть по стаканчику. Друзьями они никогда не были, поэтому на законное удивление Ерохина тот ответил, что, мол, есть к нему важное дело» [4].
Он преследует определённую цель, для реализации которой ему необходим Ерохин, поэтому Сергеев так настойчив.
Предлагая встретиться, Сергеев говорит о том, что у него есть важное дело. Чем в итоге оказывается это «важное» дело?
Сергеев предлагает Ерохину платить деньги за то, что он будет сидеть у него в офисе, ничего не делая. «Я проведу тебя внутрь в качестве стажёра и запру на весь день в небольшой комнате. Потом один раз выведу в туалет. Кстати, возьми с собой бутербродов каких-нибудь. Чайник там есть. Ну, ещё имеются стул, стол, диванчик и вай-фай. Можешь заниматься, чем хочешь, только тихо. В конце дня, также вместе уйдём, и я дам тебе денег» [4].
Так для чего Сергеев нанимает Ерохина? В чём заключается суть работы последнего?
Сергеев хочет подняться по карьерной лестнице, используя необычные способности ничего не подозревающего Ерохина, перетянуть всё внимание на себя. От Ерохина требуется лишь присутствие в каморке, ничего более от него не нужно.
Если Ерохин ничего не делал, то как благодаря ему Сергеев смог стать новым автором?
«Но благодаря тебе, их собственные фантазии иссякли, и я не только стал новым автором, но и сделал такой сценарий, какой хотел» [4].
«Только ты своим биополем лишаешь человека способности генерировать новые идеи, и вообще творчески мыслить» [4].
Можно ли сказать, что кто-то из героев поступил однозначно плохо. Почему?
Нет, сказать, что кто-то из героев поступил однозначно хорошо или плохо нельзя, потому что каждый из героев «Дегенератора» преследует собственную цель: Сергеев – стать главным сценаристом за счёт Ерохина; Ерохин – поправить своё материальное положение за счёт Сергеева.
С одной стороны, хорошо, когда у человека есть цель и он уверенно идёт к ней, но, с другой, важно, какие он использует средства и методы, чтобы достичь эту самую цель.
Если человек ставит себе определенную цель и уверенно идёт к ней, в итоге добиваясь её, то можно сказать, что он выбрал правильный путь и использует верные методы и средства?
Да, если человек смог достигнуть своей цели, значит, методы и средства он выбрал правильные. В противном случае он не смог бы добиться желаемого.
Какую цель ставит себе Сергеев?
Он хочет стать главным сценаристом, быть основным автором и создать свой сценарий таким, каким хочет видеть его именно он.
Важная цель? Есть ли в ней что-то такое, что вызывает у нас неприятие?
Для этого человека – важная цель, он видит в ней смысл, считает, что это позволит ему развиваться, выйти на новый профессиональный уровень. Для нас – обычная цель, никаких подозрений или недоумений она не вызывает.
А возможно ли добиться одной и той же цели, но используя при этом разные способы, методы, средства?
Как правило, да. Обычно в каждом случае есть несколько вариантов, способов, чтобы добиться желаемого.
У Сергеева была возможность разными способами добиться желаемого и стать основным автором?
Да, такая возможность у него была. Например, можно было писать больше, или сценарии придумывать разные, сюжеты делать сложнее, или ещё как-нибудь.
Если есть возможность разными средствами добиться цели, то как тогда выбрать, каким именно способом её добиваться?
Можно взять удобный и простой для себя вариант, используя который будет легче добиться желаемого, тот, что точно принесёт успех.
А все ли способы, приводящие к желаемому, одинаково верные? Есть в них какие-то различия, что-то, что не влияет на успех, а влияет на оценку этого успеха другими?
Да, не каждый способ или метод, удобный и выгодный нам, будет таким же однозначно положительным и для другого. Возможно, кому-то не понравится, как мы добиваемся своих целей, успеха.
То есть, не всегда выбранный способ достижения цели, приводящий к успеху, оказывается верным? Почему?
Да, как в случае с Ерохиным и Сергеевым. Нехорошо использовать других людей для исполнения наших желаний.
А всегда ли цель оправдывает средства? Что можно сказать про цели героев «Дегенератора» и средства, которые они выбрали для их достижения?
Если говорить про Сергеева, то его цель не вполне оправдывает средства, ведь можно стать хорошим сценаристом, используя свои способности, развиваясь в выбранной им сфере, но он предпочитает более простой и странный способ: использовать другого человека, заведомо утаивая от него свои истинные намерения. Но в современном мире многие люди достигают своих целей за чужой счёт, они используют других людей в своих интересах, а после, получив желаемое, «отказываются» от людей, прекращают с ними общение, удаляют из своей жизни, как отработанный материал. Получается некое потребительское отношение к окружающим.
То же можно сказать и про Ерохина. Вместо того, чтобы развиваться, совершенствоваться, взять жизнь в свои руки и начать действовать, он предпочитает плыть по течению, ждать какого-то чуда, которое никак не случается, и сетовать на свою несчастную жизнь. Это объясняет и его позиция, что ничего хорошего он не ждёт, работать не хочет, но получить деньги не отказался бы (это понятно, что многие бы хотели просто так получить внушительную сумму денег), никогда не отказывается от дармовой выпивки.
Источники:
- Бритиков А. Ф. Проблемы изучения научной фантастики //Русская литература. — 1980. — №1. — С. 202-206
- Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Стоян Сергей // Биография URL: https://fantlab.ru/autor6384
- Стоян С. // Дегенератор URL: https://author.today/reader/47668