Творчество А.А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) – русский поэт-лирик, писатель отечественной литературы 19 века, переводчик и мемуарист. Фет входил в когорту поэтов «чистого искусства», для которой характерно первостепенное выражение чувств и эмоций.

 

 

«… Мы считаем г. Фета не только истинным поэтическим талантом, но явлением редким в наше время, ибо истинный поэтический талант, в какой бы степени ни проявлялся он, есть всегда редкое явление: для этого нужно много особенных, счастливых, природных условий. Как в то время, когда мир исполнен исключительно заботами о своих матерьяльных интересах, когда душа современного человека погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах матерьяльного своего существования, когда так часто слышатся или стоны, или клики пресыщенного эгоизма, когда раздумье и сомнения, уничтожив в нас молодость и свежесть ощущений, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными благами жизни, — в это время является поэт с невозмутимою ясностию во взоре, с незлобивою душою младенца, который каким-то чудом прошел между враждующими страстями и убеждениями, не тронутый ими, и вынес в целости свой светлый взгляд на жизнь, сохранил чувство вечной красоты, — разве это не редкое, не исключительное явление в наши времена?»

В.П.Боткин

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Поэт был романтиком, в его стихах чётко прослеживались три основные линии – любовь, искусство и природа.

В 1850-1860-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники — апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии.  Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философская лирика Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1840-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1860-е — так называемой теории чистого искусства.

Преобладает у Фета традиционное для поэзии лирическое «я». Это весьма органично для его творчества, в центре которого камерные мотивы, собственная душа, занятая почти исключительно собой и капризно отстраняющаяся от внешнего мира, от общественных и гражданских проблем — весьма показательно в этом разрезе стихотворение «Псевдопоэту»— («Молчи, поникни головою…»).

Поэтический «эгоцентризм» Фета вызывал раздражение у многих его критиков, но нельзя отрицать, что это был один из глубочайших в русской поэзии лириков, мастер пейзажа и поэт-философ. Интересно отметить, что в стихах натурфилософского плана Фет, подобно Тютчеву, любит уклониться от прямого обозначения личности лирического героя, голос которого звучит «за кадром».

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А. Ф.». В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии.  В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, Василия Жуковского и Ивана Козлова. Сборник понравился критикам: Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому.

Через год стихи Фета уже регулярно печатал журнал Погодина «Москвитянин». С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале «Отечественные записки». В последнем за год вышло 85 фетовских стихотворений.

Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет «всех даровитее», а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вместе с тем, Фета не перестает терзать мысль об утрате дворянских привилегий. С целью вернуть титул, он в 1845 году поступает в один из южных кавалерийских полков и, спустя год, становится офицером.

Однажды летом 1848 г. Фета пригласили на бал. Знакомясь с приглашенными гостями и наблюдая за танцами, он заметил черноволосую девушку Марию Лазич, которая была дочерью отставного генерала.Интересно, что Мария уже была знакома с творчеством Афанасия Фета, поскольку любила поэзию. Вскоре между молодыми людьми началась переписка. Позже девушка вдохновила Фета на написание множества стихов и сыграла не последнюю роль в его биографии.

К сожалению, девушка была также бедна, как и Афанасий. Практичный, расчетливый Фет, с ранних лет страдавший от необдуманного поступка своих родителей, не решился создать заведомо неблагополучный союз.

В 1850 году, обойдя все цензурные комитеты, Фет выпустил второй сборник стихотворений, который хвалили на страницах крупных российских журналов. К этому времени его перевели в чин поручика и расквартировали ближе к столице. В Балтийском порту Афанасий Фет участвовал в Крымской кампании, войска которой охраняли эстонское побережье.

В том же 1850 году поэт приступает к переводам из Шекспира и Горация. В 1853 году его переводят на службу в полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Это дает ему возможность общаться с И.А. Гончаровым, А.Н. Некрасовым, И.С. Тургеневым.

В 1856 году свет увидел очередной сборник стихов. В 1858 году Фет оставил воинскую карьеру, так и не восстановив титул. В это же время он начинает сотрудничать с журналом «Современник».

После расставания с Марией Лазич,  Фет нашел утешение в творчестве. Его стихи наконец-то стали приносить большие гонорары, он смог отправиться в путешествие по Европе. Здесь он познакомился с представительницей известной российской династии, Марией Боткиной.

В 1857 году Фет женился на М. П. Боткиной, дочери крупнейшего чаеторговца и сестре критика В. П. Боткина. Состоятельная, но не слишком привлекательная женщина была на редкость добродушной, имела легкий нрав. Брак по расчету, который заключил с ней Фет, оказался очень удачным. Офицер ушел в отставку, на приданое жены купил имение в Мценском уезде, стал заниматься хозяйством и писать стихи. Детей у этой пары не было, но они и без того были очень счастливы.

Надо думать, что брак Фета был исполнением той части жизненного плана, о которой он писал И. П. Борисову после смерти Марии Лазич: «Итак, идеальный мир мой разрушен давно… Ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга… Если никто никогда не услышит жалоб моих на такое непонимание друг друга, то я буду убежден, что я исполнил свою обязанность, и только».

«Фет есть явление совершенно исключительное. Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает нам Бетховена, но никогда Пушкина, Гёте или Байрона, или Мюссе. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражением словом…От этого его часто не понимают, а есть даже и такие господа, которые смеются над ним, утверждая, что стихотворения вроде «Уноси мое сердце в звенящую даль…» есть бессмыслица. Для человека ограниченного и в особенности немузыкального, пожалуй, это и бессмыслица…»

П.И.Чайковский

Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений. Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения – баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр – «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения.

 

Использованные источники:

  1. Бухштаб, Б. Я. А. А. Фет : Очерк жизни и творчества / Б. Я. Бухштаб; АН СССР. — 2-е изд. — Л. : Наука : Ленингр. отд-ние, 1990. — 137 с.
  2. Ермилова, Е. В. Некрасов и Фет // Н. А. Некрасов и русская литература. — Изд. «Наука»: М. 1989. -293 с.
  3. Минералов, Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.: Высшая школа, 2003. — 301 c.