Юрий Гаврилович Тупицын — писатель-фантаст, член Союза писателей СССР (1974).
Родился 7 декабря 1925 года в подмосковном городке Дрезна (Орехово-Зуевский район Московской области) в семье потомственных ткачей (отец — текстильщик, мать — ткачиха).
«Дрезна ничем, ну совсем ничем не знаменита и не известна. Это заурядный поселок, в котором фабрикант Зимин выстроил прядильно-ткацкую фабрику, пригласив для её управления английских специалистов. Для англичан рядом с фабрикой был выстроен английский двухэтажный коттедж – с палисадником, парком с липами, сиренью, жасмином вдоль аллей, с прудом, где были купальни и причал с двумя прогулочными лодками. В общем – подмосковная Англия в миниатюре!»
В 1936 году семья переехала в Ташкент, где Юрий окончил среднюю школу с золотой медалью и поступил в Среднеазиатский Индустриальный институт, но началась Великая Отечественная война. Его, семнадцатилетнего студента, в 1943 году направили в Ташкентское авиационное училище стрелков-бомбардиров, которое он окончил с отличием в 1944 году, через год ему было присвоено звание лейтенанта. До 1951 года Тупицын прослужил штурманом в бомбардировочной авиации, а в 1952 году поступил в Военно-воздушную академию (им. Ю. А. Гагарина), которую окончил в 1955 году с золотой медалью. В дальнейшем он служил в военной авиации старшим штурманом авиационного полка реактивных бомбардировщиков, затем – преподавал в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков, где возглавлял кафедру самолетовождения.
Фантастикой писатель увлекся еще в школьные годы, когда читал произведения Жюля Верна, Александра Беляева, Александра Казанцева, Герберта Уэллса:
«Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остается любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса. Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня прежде всего как «физика». Но произведения А. Беляева воспитывали во мне «лирика». Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить ее лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева».
Его первой научно-фантастической публикацией стал рассказ «Синий мир» (1969), напечатанный в журнале «Искатель», одноимённое название получил и первый сборник фантастических рассказов и повестей, вышедший в 1972 году («Синий мир»).
В целом творчество Тупицына относится к «твердой» приключенческой фантастике. Значительная часть его произведений входит в цикл о приключениях экипажа патрульного галактического корабля «Торнадо». Из творческого наследия выделяются роман «Дальняя дорога» (1984), сокращенный вариант которого выходил отдельным изданием под названием «Перед дальней дорогой» (1976; 1978), а также роман «В дебрях Даль-Гея» (1975). Перу автора также принадлежат романы «Тайна инженера Грейвса» (1981), «Инопланетянин» (1986), «Сказка о любви, XXIII век» (1991), сборники научно-фантастических рассказов и повестей «Красные журавли» (1982), «Славка» (1996; 2000) и др. Его произведения печатались в Венгрии, Чехословакии, ГДР и Японии.
Юрий Гаврилович Тупицын скончался в Волгограде 23 декабря 2011 года. В некрологе, напечатанном в журнале «Шалтай-Болтай», о творчестве и мировоззрении писателя прозвучали следующие слова:
«Поборник твердой НФ, Юрий Тупицын написал ряд произведений, действие которых большей степенью происходит в космосе… Убежденный коммунист, он в конце жизни пытался построить модель капитализма с человеческим лицом, пытался создать теорию акселерации человечества. Одновременно пытался отстаивать свое Коммунистическое мировоззрение».
Сегодня мы обратимся к рассказу «Тропинка» (1972), впервые напечатанному в сборнике «Синий мир» и повествующему о космонавте, который вернулся из межзвездной экспедиции, длившейся одиннадцать корабельных и сто шесть земных лет.
Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «Тропинка»
1. Какие эмоции у вас вызвал рассказ Ю. Тупицына «Тропинка»? Как они менялись на протяжении знакомства с текстом?
При чтении описания космического корабля испытываешь восхищение перед мощью и живостью образа, трепет от осознания, сколько сил человечество вложило в то, чтобы сделать такой технический прорыв. Однако когда узнаешь, что «космонавты слишком дорого заплатят за страсть человечества к небесным тайнам», начинаешь испытывать тревогу за будущее героев. Похожий контраст испытываешь и при чтении описания тропинки, тянущейся вдоль кустарников. Когда только рассказывается о росе на траве, солнечных лучах, «сказочном, зелено-голубом мире», ты предвкушаешь нечто прекрасное, наполненное светом, но как только Тимур Орлов ощущает «легкий укол беспокойства», читатель тоже испытывает тревогу – и только в конце рассказа она отступает, появляется небольшая надежда.
2. Чего боялись люди, когда «звездные путешествия были еще проблемой»? Приведите цитату из текста.
Один корабельный год приравнивался к десяти годам на Земле. Люди боялись упущенного времени, всей той истории, что пройдет мимо них, если они отправятся в космическое странствие.
«Когда звездные путешествия были еще проблемой, многие опасались, что космонавты слишком дорого заплатят за страсть человечества к небесным тайнам. Для них остановится, застынет стартовое время, а земная жизнь не будет ждать, она уйдет, умчится вперед. Вернувшиеся со звезд станут чужими на родной планете. Вокруг будет звучать незнакомая речь, люди будут стремиться к непостижимым целям и мечтать о странном непонятном счастье. Что получат космонавты взамен многолетних жертв и лишений? Разве что беззаботную покойную жизнь на каком-нибудь уединенном островке в зоне вечной весны».
Вернувшись обратно, они бы уже не смогли стать частью того общества, которое покинули, люди, близкие, которых они знали, уже не жили бы на этой земле, все стало бы чужим и непонятным: начиная с речи, привычного языка, и заканчивая целями, которые ставит перед собой государство.
3. Что произошло на самом деле? Стала ли жизнь космонавтов лучше?
«Насколько тяжелее и счастливее оказалась действительная судьба звездных скитальцев!»
На первый взгляд страхи людей не оправдались, жизнь действительно заиграла новыми красками. Появились возможности знакомиться с научными теориями, достижениями техники и медицины, шедеврами литературы и искусства и очерками о будничной жизни обыкновенных людей каждые полтора месяца, в размеренной обстановке будто прокручивать окружающую действительность, как на кинопленке, выбирая и познавая только лучшее, тем самым не жалея об упущенном времени и не страшась того, что можно отстать от жизни.
«Они делали все возможное и невозможное, но шагали с ней в ногу, разве лишь немного приотставая временами и снова подтягиваясь из последних сил».
Когда космонавты возвращались, даже после целого века странствий, их не забывали – их встречали толпы, которые рукоплескали, не давая почувствовать себя чужими. Именно поэтому космонавт Тимур Орлов, которого не было на Земле целый век, думает:
«Что из того, что иглы зданий взлетели к самым звездам, а привычные улицы исчезли, превратившись в сады и парки? Разве плохо, что люди стали красивее, лучше и, наверное, счастливее? Ну и что ж поделаешь, если среди встречающих нет, совсем нет друзей далекой юности?»
Счастливая жизнь будто перекрыла все страхи, которые тревожили человечество вообще и Тимура Орлова в частности. Возвращаясь на Землю, он возвращается в родной дом, где его любят и ждут.
4. После какого события в жизнь космонавта Тимура Орлова возвращаются страх и тревога за судьбу?
Когда Тимур Орлов просыпается в санатории после возвращения на Землю, его манит «зелено-голубой мир» за окном — тогда он отправляется на прогулку и видит тропинку. Именно эта тропинка вызывает в его душе необъяснимую тревогу. Однако космонавт все равно хочет узнать причину, поэтому следует по тропинке, пока не вспоминает, что уже бывал здесь много лет назад.
5. Почему именно образ тропинки вызвал у героя такие смешанные чувства?
Всё, что он видел до этого, по возвращении на Землю, изменилось: будь то «иглы зданий» или «привычные улицы». Однако, как только Тимур Орлов понимает, что прошло сто лет, а тропинка «все та же», он осознал всю ту пропасть времени, что отделяла его от тех простых и светлых дней, когда они с Дийкой пробегали по этой тропинке в сторону озера, и что нет больше ни Дийки, его светлой любви, ни других друзей юности – все они теперь спят вечным сном.
«Они жили тогда не настоящим, а будущим, а потому не отдавались друг другу целиком: каждый мечтал о своем, особом счастье. Тимур душой был уже в просторах неба, а Дийка — глубоко земной человек — жила простой жизнью, добрыми мыслями и никогда не мечтала о звездах. Прошел целый век. Как многое переменилось на Земле! А тропинка — все та же. Старый друг!»
6. Оправдались ли на самом деле страхи людей по поводу судьбы «звездных скитальцев»?
Да, оправдались, поскольку время для них действительно будто бы остановилось в той точке, когда они только покинули Землю. Они все еще помнят тех людей, с которыми были близки, буквально слышат их голоса, как Тимур Орлов, будто бы это было всего несколько лет назад, а не целый век. «Многолетние жертвы и лишения» для космонавтов не заканчиваются в космосе, они продолжаются и здесь, на Земле.
Однако не просто так в конце появляется образ Юны, женщины из третьей звездной, так похожей на Дийку. Ее тоже не было сто шесть лет, и она только недавно вернулась — так появляется надежда на то, что Тимур Орлов все-таки не одинок, кто-то сможет разделить его печаль по поводу безвозвратно ушедшего прошлого. Возможно поэтому в последней строчке рассказа Тимур снова видит «тропинку, спокойно бегущую вдаль по росистой траве». Тропинка его больше не тревожит.
Литература:
- Путило О.О. Юрий Тупицын [Электронный ресурс] // #Волгакон. URL: http://edu.vspu.ru/volgacon/640 (дата обращения: 08.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. [Электронный ресурс] // Архив фантастики. URL: http://archivsf.narod.ru/1925/yury_tupicin/index.htm (дата обращения: 08.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. [Электронный ресурс] // Лаборатория фантастики. URL: https://fantlab.ru/autor1664 (дата обращения: 08.01.2024).
- Тупицын Ю.Г. Тропинка // Цветы для Людмилы : роман, повесть, рассказы. Волгоград : Издатель, 2005. С. 373-381.
- Умер Юрий Гаврилович Тупицын // Шалтай-Болтай. 2011. №4.