Система вопросов к рассказу Юрия Тупицына «Люди — не боги»

Система вопросов к рассказу Юрия Тупицына «Люди — не боги»

Юрий Гаврилович Тупицын (7 декабря 1925 — 23 декабря 2011) — советский и российский писатель-фантаст.
Родился в 1925 году в городке Дрезна, Орехово-Зуевского района Московской области в семье потомственных ткачей (отец — текстильщик, мать — ткачиха). В 1936 году семья переехала в Ташкент, где Юрий окончил школу и поступил в Среднеазиатский индустриальный институт. С 1942 года служил в Советской армии. В 1952 году поступил в Военно-воздушную академию им. Гагарина. Окончив академию с золотой медалью, поступил на службу в военную авиацию старшим штурманом бомбардировочного авиационного полка, а затем занимался преподавательской деятельностью в Качинском высшем военном авиационном училище, где возглавлял кафедру самолетовождения. С 1972 года писательство стало второй профессией Юрия Тупицына.

«Причиной увлечения фантастикой была тяга ко всему тайному, неразгаданному, романтичному. Другой стороной этой тяги была и остаётся любовь к науке и авиации, которой я отдал 33 года своей жизни. Огромную роль в конкретизации и, если можно так выразиться, материализации моего увлечения фантастикой, сыграли произведения Ж. Верна, А. Беляева, А. Казанцева и Г. Уэллса… Ж. Верн и А. Казанцев формировали меня, прежде всего, как «физика». Но произведения А. Беляева воспитывали во мне «лирика». Их роль в этом плане была очень велика, я могу сравнить её лишь с ролью произведений М. Лермонтова и И. Тургенева» — отмечал в одном из интервью писатель.

Первой НФ-публикацией Юрия Тупицына стал напечатанный в журнале «Искатель» рассказ «Синий мир» (1969, позднее вошёл в качестве эпилога к роману «Сказка о любви, ХХIII век») с оригинальной сюжетообразующей фантастической идеей. (Экипаж патрульного корабля «Торнадо» получает срочное задание: произвести посадку на планету Орнитерра — 5-ю планету звезды В-1358, где без вести пропали земляне — персонал биологической станции: планетолог Виктор Антонов и биолог Елена Зим. В ходе расследования и дальнейших поисков экипаж «Торнадо» оказывается на грани гибели… Как оказалось, обитатели планеты – крохотные «птички»-колибриды паразитируют на местной фауне, выводя потомство в телах других представителей животного мира).

«Ю. Тупицын переносит читателя в мир, где космические полёты — обыденность, нечто достигнутое, обычное, служащее ненасытному стремлению человека к знанию, к открытиям. Однако наибольшим открытием для самого Тупицына становится ЧЕЛОВЕК, человек того времени, в которое он стремится в своей мечте заглянуть».

Период литературного творчества писателя пришелся на годы жизни в Волгограде. Юрий Тупицын состоял в Волгоградской областной писательской организации. Поэтому совершенно справедливо он считается волгоградским литератором.

Подробнее

Рассказ «Люди — не боги» (1975), к которому мы сегодня обратимся, входит в сборник «Красные журавли», рассказывающем о путешествиях к далеким мирам и контактах с внеземными цивилизациями.

Система вопросов к рассказу Ю. Тупицына «Люди — не боги»

Какие эмоции возникли у вас после прочтения рассказа? 

Было немного грустно из-за того, что герой выбрал погибнуть, а не стать патрулем вечного разума.

Почему Даль называет встречу с Лунцем неуместной гуманностью? Согласны ли вы с ним?

По мнению Даля и трансгалактического патруля, неуместно спасать одну личность, в то время как жесточайшие битвы ежесекундно уносят несколько сотен жизней. Сложно согласиться с мнением Даля, ведь каждый разум ценен и вместе с ним погибает частичка цивилизации.

 

Как вы думаете, почему Лунц отказался от предложения Даля? Оправдан ли выбор Лунца? Аргументируйте свой ответ.

Лунц не захотел терять дорогие ему воспоминания в обмен на невообразимые власть и знания.

«Прикрыв глаза, он с пугающей ясностью припомнил шепот разнотравья под свежим ветром, медовый запах цветов, ленивый полет облаков в бездонной синеве неба, смеющееся лицо жены, поправляющей волосы, и озабоченную мордашку сына, крадущегося с сачком в руке к равнодушной бабочке-красавице». 

Я считаю, что Лунц сделал правильный выбор. Он предпочел погибнуть (то, что погибает, затем возрождается, начиная развитие сначала), а не стать тем, кто имеет власть, знания, но при этом забыв, кем он был когда-то, где жил, чем занимался и кого любил.

Какой библейский сюжет лежит в основе этого рассказа?

Искушение дьяволом Иисуса Христа. Как дьявол искушал Иисуса Христа, так и Даль в рассказе искушает Лунца:

«Но у вас будет другая — прекрасная и гармоничная отчизна. У вас будет все другое — знания, возможности, интересы, любовь и семья».

Имеет ли право человек брать на себя роль бога?

Человек не должен брать на себя роль бога. Он всего лишь человек и должен жить человеческую жизнь. Если на свете и есть такие создания, которые способны контролировать всё, что происходит в каждой из существующих галактик или на любой планете нашей солнечной системы, то эти создания изначально получили это могущество. Человек же создан для другого. Он должен развиваться, уметь делать выбор в сложных ситуациях и обязательно помнить своё прошлое, которое является неотъемлемой частью каждого из людей.

 

Список используемых источников:

1.Мир глазами фантастов: Рекомендуемый библиографический справочник / Сост. А. М. Горбунов, И. В. Семибратова, В. С. Смирнова и др. — М.: Книга, 1986. — 175 с.

2. Тупицын Ю. Красные журавли: Повесть. Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1982. — (Библиотека советской фантастики). (Дата обращения: 02.01.2024)

3.Энциклопедия фантастики: [Электрон. ресурс] / Под ред. Вл. Гакова. – М.: Международный центр фантастики, 1997.