Лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова 

Этого человека нельзя назвать просто поэтом или сатириком, или же публицистом. Биография Николая Алексеевича Некрасова – это совокупность событий творчества, противостояния, упорства и неоценимый вклад в культуру русского народа в целом. Это личность с большой буквы, которая заслужила признание многих, благодаря стремлению донести до власти простые жизненные ценности, без малейшей боязни за критику, в своей поэзии и прозе.

Некрасов — это прежде всего поэт-гражданин, человек, на первом месте у которого проблемы его родины, народа. Он точно и чутко улавливал настроения простых людей и передавал всю палитру народной жизни в своих стихотворениях. Тема народных страданий стала одной их главных тем творчества великого поэта и гражданина. 

«Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам»

Р. Гамзатов.

Лирика Некрасова проникнута чувствами грусти и боли за судьбу русского крестьянина, рабочего, всякого простого человека, живущего своим трудом. Самоотверженность и достоинство крестьянской Руси показаны в творчестве Некрасова с особым уважением и состраданием, с сочувствием к душевной боли, с пониманием огромного внутреннего потенциала русского человека.

Главной отличительной осо­бенностью лирики Некрасова является ее народность. Она заключа­ется прежде всего в изображении народной среды, социальных про­тиворечий деревенской России, а также в выборе героев из народа в качестве главных героев его творчества. Все это потребовало и но­вых форм выражения: поэзия Некрасова заговорила языком самого народа. В его стихи входят совершенно неизвестные ранее темы и образы, которые связаны с разнообразными сторонами жизни рус­ского народа — в первую очередь крестьянства. Поэт не боится го­ворить о повседневных, «непоэтических» явлениях, что вызывает необходимость использовать новый поэтический язык. Новые герои привносят с собой и новую речь: подчас грубую, неблагозвучную, изобилующую разнообразными разговорными формами, просторе­чиями, диалектизмами.

Вот голоса ребятишек из стихотворения «Крестьянские дети»: «Четвертый: А вона на шапке, глядитко — часы! — Пятый: Ай, важная штука!».

А вот горькие слова матери, потерявшей сына: «И погас он, словно свеченька / Восковая, предъиконная…» («Орина, мать солдатская»).

В лирике Некрасова воз­никает своеобразное «многоголосие»: рядом с голосом автора звучат голоса других людей, которые то сливаются, то спорят. Так раздви­гается область лирики и она начинает сближаться с эпосом.

Вместе с тем раздвигаются и жанровые формы некрасовской по­эзии. Много стихов он создает в форме песни — своем излюбленном жанре, приближающемся к подлинно народному творчеству («Трой­ка», «Огородник», «Зеленый шум», «Песня Еремушке» и другие). В них особенно ярко выделяется ориентация поэта на фольклорные формы изобразительно-выразительных средств: «ру­сы кудри, как шелковые»; «Как молоком облитые, / Стоят сады вишневые, / Тихохонько шумят»; «кажется, шепчут колосья друг другу» и т.д..

Чаще всего в стихах Некрасова используются трех­сложные стихотворные размеры — дактиль и анапест. Они полу­чили название «некрасовские трехсложники». Именно такой раз­мер создает особую напевность, мелодичность стиха и наиболее близок подлинной народной поэзии. Но есть среди стихов Некрасова и своеобразные стихотворения- рассказы или новеллы («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…», «Убогая и нарядная»).

В жанре обличительной, грозной сатиры напи­саны стихи «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», в которых едкая ирония и гнев сочетаются со слезами боли и обиды. Диапазон некрасовской поэзии необыкновенно широк, в ней можно найти и совершенно далекие от фольклора формы торжественной, па­тетической, ораторской речи, присутствующие в жанре декламации — «Родина», «Элегия», «Поэт и гражданин».

 «Нам нужен был бы поэт, который бы с красотою Пушкина и си­лою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова», — мечтал в начале 1860-х годов Добролюбов.

Таким поэтом в русской литературе стал Некрасов.

«У нас одним из самых могучих поставщиков общенародного поэтического репертуара в XIX веке был Некрасов, произведения которого поются или читаются на память страница за страницей» А. Твардовский. 

Поэзия Некрасова всегда тяготела к эпосу. В 50-е годы Некрасов обращается к новому для себя жанру – жанру поэмы. В 1855 г. он пишет поэму «Белинский» – в то время, когда имя Белинского еще находилось под запретом. Путь поэмы в легальную русскую печать был непростым – ее в 1859 г. опубликовала «Полярная звезда» без подписи и без указания автора. В том же году поэт закончил поэму «Саша».

В 60-е Некрасова волнует особенно волнует проблема большой формы – она актуализируется в жанре поэмы. Народная тема – Коробейники 1861 и Мороз, красный нос 1864.

«О погоде» 1859 – первая часть, 1865 – вторая. Физиология Петербурга в стихах. Отсутствие цельности. Эпизоды из жизни улиц с оттенком горькой иронии. Темы Достоевского – скорбная жизнь и не менее скорбная смерть бедного чиновника (глава Утренняя прогулка), немотивированная жестокость человека ( избиение лошади из главы «До сумерек»), ад большого города (Сумерки). Принцип панорамной композиции со сквозным героем-рассказчиком.

Поэма «Несчастные» (1858). В лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского. Убил любимую из ревности.Стих прост, картины конкретны, лаконичны. Каторжники желали чтобы их сокамерник поскорее отмучался и умер, крот сказал «нет в вас бога!»

1857 Тишина – православно-христианские мотивы. Картины родины, увиденные вернувшимся на родину путешественником. «Убогий храм». Поэт осознавал народность нашего православия.

«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. Некрасов соединяет лирический сюжет поэмы- историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване — с широким кругом явлений тогдашней русской жизни.

В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный нос». Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).

В 1870 году Некрасова создает поэму “Дедушка”, вскоре пишет поэму “Русские женщины” (1871).

Венцом творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Это «эпопея современной крестьянской жизни».

 

Использованные источники:

Корман Б. О. Лирика Некрасова. Издание второе, переработанное и дополненное. Ижевск, «Удмуртия», 1978-300с.

Н.А. Некрасов: русская и национальные литературы. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 ноября 2011г. (Ред. кол. М.Д. Амирханян, В.С.Баевский, Н.А. Басилая и др.) – Ер.: “Издательский дом Лусабац”, 2011, 210 с.

Розанова Л. А. О творчестве Н. А. Некрасова: Клі. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 239 с.

https://nauka.club/biografii/nekrasov.html (Электронный ресурс)

http://vsesochineniya.ru/xudozhestvennye-osobennosti-poezii-nekrasova.html (Электронный ресурс)