Вступительное слово
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современного волгоградского писателя Бориса Петровича Екимова. Он родился в 1938 году в Красноярском крае. Работал токарем, слесарем, электромонтером, учителем труда в школе. Публиковаться как прозаик начал в 1965 году и с тех пор написал более 200 произведений. Постоянный автор литературных журналов «Новый мир», «Знамя», «Наш современник».
В первых же произведениях определяется ведущая тема творчества Б.П. Екимова – жизнь «простого» человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями. Для писателя связь с родной землёй, любовь к ней, желание работать, трудиться на родных просторах является главной идеей творчества Б.П. Екимова и очень выразительно проявляется в характерах его героев.
Современники отмечали, что Б.П. Екимов выступает как продолжатель русских литературных традиций, восходящих к житийному и летописному жанрам, через лирический эпос Н.А. Некрасова, прозу М.А. Шолохова.
Основным жанром произведений Екимова становится рассказ. Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность (то есть откровенность, открытость чувств и переживаний) становится одним из наиболее характерных признаков произведений Б.П. Екимова.
На сегодняшнем уроке мы обратимся к рассказу «Белая дорога».
«Жизнь прожить – не поле перейти»
Вопросы для анализа
Обратимся к произведению, в котором попытаемся найти эту «белую дорогу». Сразу ли мы узнаем о главном герое рассказа? Какой композиционный прием при этом использует автор?
Нет, сначала мы читаем о возвращении рассказчика в город из-за наступления осени. Здесь используется прием рамочной композиции или «рассказ в рассказе»: герой вспоминает о Степе, которому и посвящен рассказ, перед отъездом любуясь песчаными пустошами.
Как рассказчик описывает Пески? Что его больше всего поражает?
Пески в описании рассказчика становятся волшебной неведомой страной, в которой царят покой и тишина: «Песчаная страна, считай, пустыня; желтые бугры — кучугуры, редкая зелень: солянка, молочай, желтый бессмертник, ползучий чабер. Вечный ветер. Свистит и свистит. Безлюдье на десятки верст. Машины сюда не забираются. И делать нечего, и застрянешь в песках. Редкий жаворонок вспорхнет из-под ног; редкий коршун проплывет в вышине; ящерка прошуршит — и все. Тишина. И просторное небо».
Рассказчика поражает появление белых дорог, «неведомо кем проложенных» среди этих бесконечных безлюдных пустошей. Он задается вопросом: «Кто ее проторил, эту дорогу, и куда?..». С размышлений о сложности и загадочности человеческой жизни и начинается произведение.
В рассказе указано время действия: «Годы были тяжкие — двадцать первый да двадцать второй». Какие события в истории России происходили в то время?
1920 – 1921 годы – это время массового голода в Поволжье в период Гражданской войны. Тогда засуха, уничтожившая посевы, жесткая политика продразверстки со стороны советского руководства и последствия Гражданской войны привели к катастрофическим последствиям: бедности среди крестьянского населения, большому количеству смертей, в том числе – детских.
Кто такой Степа? Используя текст произведения, охарактеризуйте его портрет, характер, род занятий.
Степа – немой сапожник, ходивший по хуторам и чинивший обувь. В то тяжелое время, когда у людей не было даже еды, новая обувь была роскошью, особенно для бедных семей, поэтому Степина помощь оказывалась неоценимой. Он работал не ради достатка, а из-за порыва души, желания помочь, поэтому можно назвать этого героя добрым, трудолюбивым, бескорыстным человеком.
Герой жил свободной, кочевой жизнью: «Своего пристанища, дома он не имел. Мешок за плечами — все имущество. Жил и кормился Степа в том доме, куда приходил работать. Жил, пока всю обувку не перечинит».
В рассказе не дан портрет героя, но детально описана его одежда: «поношенная, но всегда чистая, аккуратно заштопанная, петли обметаны, пуговицы крепко сидят. А заплаты подобраны и посажены — как влитые». Все это – забота хозяек, у которых останавливался герой, что говорит об их взаимной симпатии и готовности помочь.
Герой при всем своем великодушии был нелюдим и серьезен, никогда не улыбался, молчал, о его судьбе практически ничего не знали. Рассказчик предполагает причину такого поведения героя: «Говорили, что Степина семья, дети погибли ли, померли от войны, голода ли, болезней».
Почему героя называли «малахольный, умом тронутый»? Как к нему относились люди?
Степа жил бедно, без своего угла, не стремился к заработку и брался даже за самую безнадежную работу, не беря за нее денег – такого жизненного уклада многие люди не понимали. Рассказчик называет его глупым и неразумным и рассуждает: «Будь Степа помудрей, поразумней, он мог бы прожить и лучше, выбирая дома с достатком… Но Степа хозяев не выбирал, сытно живут или впроголодь; он шел, куда звали».
Нельзя не заметить и своеобразного потребительского отношения людей к герою, воспринимающих его труд, как должное: по ходу рассказа его неоднократно называют «Степа-глухой», а односельчане ругаются, когда он задерживался в чьем-то доме («на Степу-глухого была очередь»).
Несмотря на все это, странное поведение героя и его кочевую жизнь, люди заботились о Степе, потому что он помогал им в трудные минуты, ничего не прося взамен, отдавая всего себя на благо других, его «уважали, называя порой святым человеком, какие не от земли, а от неба». «Степа-глухой был спасеньем для всякой семьи, даром Божьим».
Когда «светлел лицом» герой рассказа? Как вы думаете, с чем это связано?
Степу любили дети, «для них начинался праздник, когда он приходил в дом»: он никогда не прогонял их от своего рабочего места, мастерил им игрушки, разрешал брать инструменты. При общении с детьми герой «светлел лицом и шумно вздыхал», возможно, вспоминая о погибшей семье. Но и сами по себе дети, как чистые и светлые создания, созвучны духовному мироощущению Степы.
Как закончилась история Степы?
Смерть Степы стала внезапной и загадочной: он неожиданно умер в Песках, решив отправиться в следующую деревню напрямую через песчаные пустоши. Мы снова возвращаемся к рассказчику, который снова обращает внимание на загадочные белые дороги («…такой вот белой дорогой, что тянется сейчас передо мной меж песчаных бугров. Прилег ли он на обочину или просто упал? И умер. Ни птица, ни зверь его не тронули. Так и лежал, пока не нашли его сухие мощи»).
Поговорим о смысле названия рассказа. Что (не только в русской, но и в мировой литературе) символизирует образ дороги, пути? Приведите примеры.
Этот образ символизирует жизненный путь человека, отражает всю сложность человеческой жизни. Традиция его изображения восходит еще к античности (например, гомеровской «Одиссее»), фольклору, в русской классике находим ее в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, лирических произведениях А.С. Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы»…), «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова и т.д.
С чем у вас ассоциируется белый цвет? Как с учетом всего сказанного можно интерпретировать выражение «белая дорога»?
Белый цвет – это чистота, гармония, добро. Белая дорога – праведный жизненный путь, путь «добра и света», жизнь, наполненная хорошими, добрыми поступками.
Найдите цитату из произведения, позволяющие нам трактовать образ «белой дороги» как жизненного пути человека. Объясните свой выбор.
«Шел и шел белой дорогой. Потом лег ли, а может, упал и умер». (ученики представляют свои варианты)
Таким образом, что значит следовать «белой дороге»? В чем идеал жизненного пути по Б.П. Екимову?
По Б.П. Екимову, идеал человеческой жизни – бескорыстная помощь другим, следование путем добра, отказ от материальных благ, жажды наживы. Рассказчик восхищается Степой и награждает самым ценным – памятью о нем, даже после смерти.
А в чем ваш идеал жизненного пути? Есть ли нам чему поучиться у героя рассказа «Белая дорога»?
Выслушать ответы учеников.
С какими героями-праведниками мы с вами уже знакомились на уроках литературы? Что их сближает со Степой, а что объединяет?
Юшка из одноименного рассказа А.П. Платонова, так же, как и Степа, лишен потребительства, жажды наживы, живет аскетично и бескорыстно помогает людям. Он трудится на благо своей приемной дочери (герой Екимова этого лишен), и, к сожалению, терпит издевательства со стороны людей, которые не принимают его жертвенного образа жизни.
Матрена из рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор», так же, как и Степа, стремится бескорыстно помогать людям, живет в труде, не стремясь к достатку. Люди же относятся к этому, как к должному, потребительски (например, жена председателя вызывает помочь колхозу, а после ее смерти родственники не скорбят, а стремятся ухватить лучшую часть имущества). Также Матрена окружена любящими людьми (ее воспитанница Кира, Игнатич), которые уважают ее жизненный выбор и преклоняются перед ним. Матрена, как и Степа, умирает, оставаясь словно незримым образом того праведника, «без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Литература
- Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы: дис. д. фил. наук 07.00.02: утв. 15.07.02. М., 2002. 215 с. // [Электронный ресурс] URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204714050&archive=1205324254 (дата обращения: 12.04.2020).
- Екимов Б. Возвращение. Рассказы о живой жизни. М.: Издательский дом «Никея», 2015. 304 с.
- Православный журнал «Фома» // [Электронный ресурс] URL: https://foma.ru/belaya-doroga.html (дата обращения: 05. 01. 2021).
- Русские писатели ХХ века: биографический словарь / Сост. П.А. Николаев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.