Система вопросов к рассказу С.Н.Синякина «Последняя охота»

Система вопросов к рассказу С.Н.Синякина «Последняя охота»

Вступительное слово

Сергей Николаевич Синякин — современный российский писатель-фантаст. Родился в 1953 году в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года живёт в Волгоградской области, с 1965 года — в городе Волгограде. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.

Первые рассказы и повести были опубликованы в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалай» (в книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы»). За публикацию повести «Монах на краю земли» в 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» в номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких в номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».

В 2005 году  выходит сборник коротких рассказов «Сталинградские зёрнышки». Это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом.

Книга, где герои – обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Однако автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим и отличается от других величиной своей души. Читая эти короткие и пронзительные рассказы, начинаешь сочувствовать описанным в них людям и сопереживать им вне зависимости от того, кто перед тобой – рядовой житель города, советский солдат или их непримиримый противник.

Сергей Николаевич Синякин скончался 24 ноября 2020 года в возрасте 67 лет. Причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией.

Система вопросов по рассказу С.Синякина «Последняя охота»:

  1. В чем смысл названия рассказа? Существуют ли в русской литературе произведения с таким же названием, и отсылает ли нас С.Н.Синякин к ним?
    Рассказ называется «Последняя охота», так как в произведении повествуется об «охотниках», вышедших на охоту в последний раз. Существуют одноименные рассказы Ф.А.Абрамова и Б.Василевского, которые также учат нас не поддаваться азарту в борьбе за обладание чем-либо. Это значит, что С.Н. Синякин продолжает тему «охотников», переосмысляет ее по-своему, взяв за основу другой сюжет.
  2. Для кого и по каким причинам охота станет последней?
    Для майора Шафарова, снайпера Гердера и лисы охота становится последней в их жизни по разным причинам. Для майора – из-за «нетерпеливого азарта», для немецкого снайпера – из-за вдруг охватившей «…ненависти к незнакомому ему русскому, который так по-хозяйски вел себя на передовой…», для лисы – из-за желания майора Шафарова произвести фурор.
  3. По вашему мнению, немецкий снайпер выстрелил в майора в состоянии аффекта, или в нем взыграли гордыня и ненависть?
    Гордость немецкого снайпера не смогла выдержать такого неуважения к нему: «…даже охотился на лису, словно вокруг никого не было, словно его и не предупреждали о наличии снайпера на немецкой стороне». Поэтому «…раздраженный мозг послал короткий импульс в палец, лежащий па спусковом крючке». Гордыня вызвала в Гердере такую неконтролируемую ненависть к советскому майору, что немецкий снайпер выстрелил, понимая, чем ему это грозит.
  4. Что вы знаете о советском снайпере Василии Зайцеве? Расскажите историю его сражения с немецким снайпером Гейнцем Торвальдом.
    Василий Зайцев – легендарный снайпер, герой Советского союза, уничтоживший только в битве за Сталинград 225 немецких солдат, в том числе и знаменитого немецкого снайпера, посланного убить Зайцева, Гейнца Торвальда. Советские снайперы пытались выяснить расположение Торвальда, а тот – Зайцева. Политрук Данилов, решив, что заметил Торвальда, высунулся из окопа и тут же получил ранение. Затем Зайцев выманил немца, подняв рукавицу, надетую на палку. Чуть позже напарник Зайцева Куликов выдал себя, посмертно выдав расположение Торвальда, не ожидавшего, что снайперов будет двое.
  5. Как и с какой целью автор видоизменяет реальную историю?
    Автор сокращает количество действий и действующих лиц, заостряя внимание читателя на противостоянии двух снайперов. Также он добавляет к списку персонажей лису, спровоцировавшую завершение этого противостояния, и описание внутреннего мира персонажей, объясняя их мотивы и действия.
  6. Как называется прием, с помощью которого автор противопоставляет советского и немецкого снайперов, их внутренний мир? Дайте определение и объясните, для чего используется этот прием в рассказе?
    Прием контраста. Контраст – противопоставление, используемое с целью сделать речь ясной, понятной, наглядной [1]. Автор показывает обе стороны, чтобы читатель мог наглядно увидеть характеры противников.
  7. Какого эффекта достигает С.Н.Синякин, дополняя основную сюжетную линию эпизодами с лисой?
    Эффекта замедления основного действия. Ставя на «паузу» выслеживание  противников, С.Н. Синякин оставляет читателя заинтригованным. Также лиса, как символ всего природного, живого является контрастным по отношению к «бывшим» людям образом.
  8. Какую функцию выполняет образ Лисы в произведении С.Н.Синякина? Что она «думает» о «самцах»? Прочитайте эти строки.
    Лиса выполняет функцию резонера: выражает авторскую позицию, его нравственные воззрения и попытки достучаться до читателя. О «самцах» мы читаем следующие строки: «А самцы, как известно, более всего заинтересованы в самоутверждении. Вот и сейчас где-то наверху затрещали выстрелы, по полю с хриплыми криками побежали люди. Они утверждали себя и во имя этого утверждения нещадно уничтожали друг друга». Для лисы, как для матери, главной ценностью являются здоровье и жизнь ее лисят. Даже ее собственная жизнь не так важна для нее. Как животное, обладающее лишь инстинктами(в том числе материнским) она не понимает, зачем люди убивают друг друга. Самоутверждение — это человеческое качество.
  9. Как вы считаете, есть ли место самоутверждению на войне?
    На войне все люди превращаются в солдат, лишь исполняющих приказы начальства. Гордыня и желание самоутвердиться на фронте лишают человека возможности здраво мыслить. На примере рассказа С.Н. Синякина мы видим, что это приводит к смерти: «Они утверждали себя и во имя этого утверждения нещадно уничтожали друг друга». В самоутверждении нет смысла. Смысл есть только в Людях, особенно тех, которые в тебе нуждаются.

 

Список литературы                                                                        

  1. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры: терминол. словарь-справ. — М.: УРСС, 2004. — 247, [1] с.
  2. Синякин С.Н. Сталинградские зернышки. — Волгоград: Издатель, 2005. – 160 с.
  3. Синякин С.Н. Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 01.01.2021).