Вступительное слово
Сергей Николаевич Синякин — современный российский писатель-фантаст. Родился в 1953 году в поселке Пролетарий Новгородского района Новгородской области. С 1959 года живёт в Волгоградской области, с 1965 года — в городе Волгограде. В 1999 году по состоянию здоровья в звании подполковника милиции уволен в запас с должности начальника городского отдела по раскрытию умышленных убийств и иных тяжких преступлений против личности.
Первые рассказы и повести были опубликованы в восьмидесятые годы. В 1990 году в г. Волгограде была издана первая книга «Трансгалай» (в книгу также вошла повесть «Меч для Кощея или Три дороги до Поклон-горы»). За публикацию повести «Монах на краю земли» в 1999 году удостоен премий «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Сигма-Ф» в номинации «Лучшая фантастическая повесть» и премии имени братьев Стругацких в номинации «Лучшее художественное произведение в области фантастики».
В 2005 году выходит сборник коротких рассказов «Сталинградские зёрнышки». Это книга об обыкновенных людях, попавших в мясорубку войны и сделавших всё, чтобы одержать в ней победу над фашизмом.
Книга, где герои – обычные люди, которым не дали прожить нормальную человеческую жизнь. Однако автору интересна любая человеческая жизнь, ведь каждый человек неповторим и отличается от других величиной своей души. Читая эти короткие и пронзительные рассказы, начинаешь сочувствовать описанным в них людям и сопереживать им вне зависимости от того, кто перед тобой – рядовой житель города, советский солдат или их непримиримый противник.
Сергей Николаевич Синякин скончался 24 ноября 2020 года в возрасте 67 лет. Причиной смерти стали осложнения, вызванные коронавирусной инфекцией.
Система вопросов по рассказу С.Синякина «Последняя охота»:
- В чем смысл названия рассказа? Существуют ли в русской литературе произведения с таким же названием, и отсылает ли нас С.Н.Синякин к ним?
Рассказ называется «Последняя охота», так как в произведении повествуется об «охотниках», вышедших на охоту в последний раз. Существуют одноименные рассказы Ф.А.Абрамова и Б.Василевского, которые также учат нас не поддаваться азарту в борьбе за обладание чем-либо. Это значит, что С.Н. Синякин продолжает тему «охотников», переосмысляет ее по-своему, взяв за основу другой сюжет. - Для кого и по каким причинам охота станет последней?
Для майора Шафарова, снайпера Гердера и лисы охота становится последней в их жизни по разным причинам. Для майора – из-за «нетерпеливого азарта», для немецкого снайпера – из-за вдруг охватившей «…ненависти к незнакомому ему русскому, который так по-хозяйски вел себя на передовой…», для лисы – из-за желания майора Шафарова произвести фурор.
- По вашему мнению, немецкий снайпер выстрелил в майора в состоянии аффекта, или в нем взыграли гордыня и ненависть?
Гордость немецкого снайпера не смогла выдержать такого неуважения к нему: «…даже охотился на лису, словно вокруг никого не было, словно его и не предупреждали о наличии снайпера на немецкой стороне». Поэтому «…раздраженный мозг послал короткий импульс в палец, лежащий па спусковом крючке». Гордыня вызвала в Гердере такую неконтролируемую ненависть к советскому майору, что немецкий снайпер выстрелил, понимая, чем ему это грозит. - Что вы знаете о советском снайпере Василии Зайцеве? Расскажите историю его сражения с немецким снайпером Гейнцем Торвальдом.
Василий Зайцев – легендарный снайпер, герой Советского союза, уничтоживший только в битве за Сталинград 225 немецких солдат, в том числе и знаменитого немецкого снайпера, посланного убить Зайцева, Гейнца Торвальда. Советские снайперы пытались выяснить расположение Торвальда, а тот – Зайцева. Политрук Данилов, решив, что заметил Торвальда, высунулся из окопа и тут же получил ранение. Затем Зайцев выманил немца, подняв рукавицу, надетую на палку. Чуть позже напарник Зайцева Куликов выдал себя, посмертно выдав расположение Торвальда, не ожидавшего, что снайперов будет двое. - Как и с какой целью автор видоизменяет реальную историю?
Автор сокращает количество действий и действующих лиц, заостряя внимание читателя на противостоянии двух снайперов. Также он добавляет к списку персонажей лису, спровоцировавшую завершение этого противостояния, и описание внутреннего мира персонажей, объясняя их мотивы и действия. - Как называется прием, с помощью которого автор противопоставляет советского и немецкого снайперов, их внутренний мир? Дайте определение и объясните, для чего используется этот прием в рассказе?
Прием контраста. Контраст – противопоставление, используемое с целью сделать речь ясной, понятной, наглядной [1]. Автор показывает обе стороны, чтобы читатель мог наглядно увидеть характеры противников. - Какого эффекта достигает С.Н.Синякин, дополняя основную сюжетную линию эпизодами с лисой?
Эффекта замедления основного действия. Ставя на «паузу» выслеживание противников, С.Н. Синякин оставляет читателя заинтригованным. Также лиса, как символ всего природного, живого является контрастным по отношению к «бывшим» людям образом. - Какую функцию выполняет образ Лисы в произведении С.Н.Синякина? Что она «думает» о «самцах»? Прочитайте эти строки.
Лиса выполняет функцию резонера: выражает авторскую позицию, его нравственные воззрения и попытки достучаться до читателя. О «самцах» мы читаем следующие строки: «А самцы, как известно, более всего заинтересованы в самоутверждении. Вот и сейчас где-то наверху затрещали выстрелы, по полю с хриплыми криками побежали люди. Они утверждали себя и во имя этого утверждения нещадно уничтожали друг друга». Для лисы, как для матери, главной ценностью являются здоровье и жизнь ее лисят. Даже ее собственная жизнь не так важна для нее. Как животное, обладающее лишь инстинктами(в том числе материнским) она не понимает, зачем люди убивают друг друга. Самоутверждение — это человеческое качество. - Как вы считаете, есть ли место самоутверждению на войне?
На войне все люди превращаются в солдат, лишь исполняющих приказы начальства. Гордыня и желание самоутвердиться на фронте лишают человека возможности здраво мыслить. На примере рассказа С.Н. Синякина мы видим, что это приводит к смерти: «Они утверждали себя и во имя этого утверждения нещадно уничтожали друг друга». В самоутверждении нет смысла. Смысл есть только в Людях, особенно тех, которые в тебе нуждаются.
Список литературы
- Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры: терминол. словарь-справ. — М.: УРСС, 2004. — 247, [1] с.
- Синякин С.Н. Сталинградские зернышки. — Волгоград: Издатель, 2005. – 160 с.
- Синякин С.Н. Лаборатория фантастики [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor276 (дата обращения: 01.01.2021).