Изучение рассказа Б.Екимова «Про счастье» на уроках литературы

Изучение рассказа Б.Екимова «Про счастье» на уроках литературы

(Перед началом занятия ученики на входе выбирают одну из карточек четырех цветов, тем самым распределяясь по командам. На обороте каждой карточки указаны слова).

 

Вступительное слово

Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке Красноярского края, куда родители будущего писателя приехали работать. Путь в литературу начался с книжного чтения. Читать он научился в 4 года у соседской девочки-первоклассницы.

Окончив среднюю школу, учился в Сталинградском механическом институте, но, как рассказывает сам писатель, институт «не домучил». Служил в армии, работал на заводе электромонтером.

Проблема смысла жизни — одна из центральных в творчестве Б. Екимова. Его герои размышляют о нравственных основаниях человеческого бытия, его истинных и ложных ценностях.

16 февраля 2007 года состоялась встреча литератора со школьниками, на которой он поделился с ними своими размышлениями:

«Писатель говорил нам об опыте человечества и сетовал по поводу того, что опыта жития человеческого у нас нет. В нашей стране болеют раком десять тысяч детей, каждый третий из них умрет. А в это же время кто-то из богатых на курорте за один день проживает 200000 евро. Художник слова говорил о главном в нашей жизни и мелочах. Красивые побрякушки, кольца, мобильные телефоны – все это прилагательное, все это мелочи»

(Борис Екимов о счастье и смысле жизни)

На вопрос: «Что вас в сегодняшней жизни радует и удивляет?» Борис Петрович Екимов ответил: «Жизнь! Жизнь во всех проявлениях!»

Велико наследие Б. Екимова. И сегодня мы остановимся на одном из произведений писателя, рассказе «Про счастье». Опубликован он в журнале «Новый мир» в 2009 году.


  1. Учащимся предлагается собрать из карточек своей команды (взяли при входе в аудиторию) цитаты про счастье.

Группа 1.
Цитата: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Платон

Как вы думаете почему наивысшее счастье — это помогать другим? (Помогая своим знакомым, родственникам, мы сами счастливы, а отказывая даже в незначительных просьбах, ощущаем вину).


Группа 2.

Цитата: «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». Пифагор

Значит ли это, что счастье – это и есть внутренний покой?(Да, когда тебя не переполняют тревоги, страхи и любые негативные чувства, ты ощущаешь внутренне умиротворение и счастье).


Группа 3.

Цитата: «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей». Д. Дидро

Можно ли сказать так: осчастливив другого человека, мы находим это чувство и для себя? (Счастье – состояние души человека, ощущение благополучия. Помогая людям преодолеть их проблемы, мы в какой-то мере избавляемся и от собственных невзгод).


Группа 4.

Цитата: «Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании». Томас Гоббс

Как в вашем понимании выглядит счастливая жизнь? (Заниматься любимым делом, когда все близкие люди здоровы, когда уютно дома, когда есть о ком заботиться, когда никто не ссорится).


2. Прочитайте свой эпизод. Подумайте, о каком счастье говорит писатель, после ответьте на вопросы.

Отрывок 1

«Три встречи в один день. Три недолгие беседы в летнем, поселковом моем быту.

Старый знакомец пришел, ровесник мой. Работал всю жизнь художником-оформителем, вывески рисовал: «Культмаг» да «Хозмаг» и всякое прочее. А для себя — довольно странные картинки: размывом да оттиском; порой не поймешь, что там. Но есть любопытные работы, интересные. Невеликие, в тетрадный листок и менее. Теперь он на пенсии, две ли, три операции перенес. И вот пришел, говорит, что хочет альбом издать своих работ. Конечно, не настоящая печать, а что-то компьютерное, которое много дешевле, всего лишь две-три тысячи рублей. Но это — целая месячная его пенсия. А он и так весьма небогатый.

— Зачем тебе это надо? — уговариваю его. — Ты подкормись лучше.

А он свое:

— Умру — и ничего нет. А это все же альбом. Он останется. Перетерплю как-нибудь… Месяц-другой.

Может, и перетерпит. Но операции-то на желудке были серьезные, он это, конечно, понимает. Но вот хочется… «Чтобы осталось». Тоже можно понять. Или нельзя?»

 

  • О чем мечтает знакомый автора? (Оставить след в истории, память о себе, но не в качестве оформителя, а как художник).
  • Представьте себя в роли героя рассказа. Вы хотели бы оставить после себя альбом работ? (Каждому деятелю искусства хочется не только творить, но и оставить после себя память).

 

Отрывок 2

«Встреча вторая. Врач. Тоже давний знакомый. Сначала обычное: «Живой-крепкий?» — «Живой — но не крепкий, по возрасту». А потом он мне сразу, в карьер:

— Ездил в Большую Голубую.

— Да там людей уже нет, — остужаю его.

— Ездил не к людям, к муравьям.

— К кому к кому?..

— Муравьев искал. Услыхал, что там водятся здоровые муравьи, прямо в лапоть. Вот и ездили, искали их с сыном.

— Ну и чего?

— Да ничего. Не нашли. Но, говорят, точно есть. Может, ты съездишь?

— Бензин жечь? — отвечаю я. — Без малого сто верст. Это вас, врачей, озолотили, а я…

— Озолотили, — хмыкает он, — по телевизору. Ну, это как всегда. Ты все-таки в Набатове будешь, смотайся в Большую Голубую. Уверяли меня, что есть там здоровые какие-то муравьи. Просто огромные. Может, найдешь. Тогда мне скажешь. Я поеду. Это же интересно!

Понимаю, что интересно: большие муравьи, чуть не в лапоть; не то что наши, обычные. Но вряд ли… Сказка, наверное. Впрочем, это хорошо. Сказки нам тоже нужны: для души, для жизни».

 

  • О чем мечтает врач? (Увидеть муравьев «в лапоть»).
  • Захотели бы вы сами поехать на поиски таких муравьев? Или может решили бы что это сказка? (Было бы интересно узнать, а существуют ли они на самом деле. Но разрушать иллюзию – нет. Поэтому не поехал бы).

 

Отрывок 3

«Встреча третья. Шагаю помаленьку к своему дому. Догоняет меня на велосипеде человек знакомый, но не очень. Когда-то он работал в Голубинской станице, потом на север уехал, потом кроликов разводил, а сейчас дачник и руководит дачным кооперативом. Неплохое место, возле хутора Камыши. Обычно здороваемся с ним, да и только.

Вот и сегодня поздоровались, он меня обогнал, а потом спешился, ждет. Я подошел, он спрашивает:

— Можно задержать на минуту?

— Конечно.

— Хочу я узнать ваше мнение. Я уже давно, много лет, пытаюсь определить, что такое счастье. Читаю, думаю и пишу. У вас хочу спросить: нужным я делом занимаюсь или нет. Тут ведь по-всякому можно судить. Скажите откровенно.

Ответил я сразу, откровенно и коротко:

— Очень нужным.

— Спасибо, — ответил он и покатил на велосипеде дальше, все удаляясь и удаляясь.

Я его толком не знаю. Лишь здороваемся. Но слышал, что на дачах он порядок навел: провода не снимают, трубы не воруют, домики не зорят. Не то что в иных местах. Это уже немало. Даже для счастья: своего ли, общего. А может, того и другого разом.

Обещал я вначале: «Три встречи… в поселковом быту». Но когда написалось, вдруг вспомнил еще одну.

Тоже — встреча, и тоже — старый знакомец, но городской, как говорится, «областного масштаба» начальник. Всю долгую жизнь он руководил: возглавлял целые районы, потом — областной комитет. Как говорится, «крепкий», старого закала руководитель. С должности ушел не по своей воле, «попросили» по причине весьма преклонного возраста. Но по-прежнему он «возглавляет» что-то «ветеранское», комитет ли, совет. Возглавляет и потому непременно присутствует на всех областных совещаниях. В президиуме сидит, рядом с действующим начальством, выступает: «От имени…» И так далее».

 

  • Как вы думаете, нужным ли делом занимается дачник? (Да, он помогает своим соседям, трудится на благо поселка).
  • Какая модель счастья отражена в  этом отрывке? (Счастье может заключаться в занятии нужным делом. «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей» Д. Дидро).
  • Помогаете ли вы другим? Знакомым и незнакомым людям? (Да, помогаю. Какая-то часть – воспитание, какая-то – собственное желание помочь).

 

Отрывок 4

«Последняя встреча. Он — довольный, цветет. Рассказывает: «В Москве был. На совещании. Выступал. Пригласили. У нас же неплохо дело поставлено, — как всегда, погордился. — Есть чем поделиться. — И через паузу, самое значительное: — Поездом ездил. С губернатором в одном вагоне. — Снова пауза, чтобы собеседник осознал значимость. — Поговорили с ним. Спокойно. Никто не мешает, не дергает. Курили, по рюмочке выпили».

Старый человек, седой, морщинистый, столько проживший, он светился от счастья. И что-то еще рассказывал из этой эпопеи. Потом распрощались.

А я про эту радость его уже слыхал. Рассказали… Его же собратья.

Действительно, было какое-то ветеранское совещание в Москве. Пригласили несколько человек. Билеты были куплены заранее, чтобы приехать, в гостинице расположиться, а назавтра — заседание.

И вдруг узнает наш герой, что днем позднее в Москву, тоже поездом, случай редкий, поедет губернатор. Тут же билет был сдан и куплен другой, на день позднее. Ради такого можно и опоздать на совещание. Слава богу, что в нашем «московском» поезде лишь один вагон «СВ, с услугами». Туда и купил билет.

А дальше — лишь дело техники. Когда поехали, постоял, поторчал в коридоре вагонном. И вроде случайно встретились с губернатором. Коридорчик узкий, не разойдешься.

Вот и «поговорили, покурили, по рюмочке выпили». С губернатором.

Старый человек. Взрослые дети и взрослые уже внуки.

Тоже — счастье. И не на один день. Долго можно рассказывать».

 

  • В чем счастье начальника? (Слава и почесть, продолжение карьеры).
  • Как знакомится герой эпизода с губернатором? (Случайно узнав о том, что губернатор едет следующим поездом, герой меняет билеты, а потом стоит в ожидании в коридоре, ведь там узко, не развернуться).
  • Правильно ли поступает знакомый автора? (Нельзя нарушать личные границы других людей, чтобы удовлетворить собственное желание).


В каких ещё произведениях мы встречаем рассуждения о счастье?
(Н.В. Гоголь «Шинель»: Акакий Акакиевич  приобретает шинель и чувствует себя в этот момент полноценным членом общества;  Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: в понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете).

3. В группе распределите роли: художники, философы, писатели.

Художники: Отобразите счастье главного героя.

Писатели: Напишите формулу счастья. Например, (Любовь + Уют дома — ссоры) * живые близкие люди = счастье

Философы: Как прожить достойную жизнь с чувством перманентного счастья? (доказывая или опровергая мнение героя своего эпизода) – на листках.

 

4. Поразмышляйте:

  • Можно ли точно понять, когда же человек становится счастливым?
  • В чем счастье заключается для вас?


Список литературы:

  1. Борис Екимов. Про счастье // RuLit [Электронный ресурс] // URL: https://www.rulit.me/books/pro-schaste-read-582208-1.html (дата обращения: 13.01.2020).
  2. LiveLib книжный портал с персональными рекомендациями и личными коллекциями [Электронный ресурс] // URL: https://www.livelib.ru/author/2948-boris-ekimov (дата обращения: 13.01.2020).
  3. Интернет-портал «Искусство Волгограда» [Электронный ресурс] // URL: http://www.volgograd-art.ru/literatura/ekimov/index.shtml (дата обращения: 13.01.2020)
  4. Борис Екимов: «В литературу идут не за куском хлеба…» // СМИ о фестивале [Электронный ресурс] // URL: http://www.platonovfest.com/masses/76 (дата обращения: 20.01.2020).