Вступительное слово
Борис Екимов – известный русский прозаик, мудрые произведения которого погружают читателя в знакомый до боли мир обычных житейских будней с ежедневными проблемами, вечным кризисом, постоянной борьбой и смирением. Он родился в 1938 году, 19 ноября, в городе Игарка Красноярского края. Семья Екимова специализировалась на добыче пушнины. Год спустя, после того как умер отец, семья поменяла место жительства на Иркутск, затем Алматинскую область – поселок Или, а в 1945 году поселились в городе Калач-на-Дону Волгоградской области.
Путь в литературу у писателя начался с того времени, как мальчик научился читать. После школы юноша окончил Сталинградский механический институт, затем работал на заводе, после – служил в армии. До писательской деятельности испробовал себя в разных профессиях: электромонтер на заводе, слесарь-наладчик, строитель, учитель труда в сельской школе. Его дебют как прозаика состоялся в 1965 году, после публикации рассказа в журнале «Молодая гвардия». «Девушка в красном пальто» (1974) — дебютная книга автора. Далее русская проза обогатилась книгами «Ночь исцеления», «Доехали благополучно», «У своих», «Офицерша», «Последняя хата».
За весь период продолжительной литературной деятельности российский прозаик написал более двух сотен произведений. Писателя заслуженно считают путеводителем литературных обычаев Донского края, ведь его душевные произведения правдиво описывают каждодневную жизнь простого люда. А такая тема понятна многим, поэтому книги Екимова пользуются большой востребованностью у читательской аудитории.
В героях рассказов автора каждый человек узнает себя и свое бытие – тревожное, с перестройками, вечными кризисами, братскими войнами, разбитое на осколки. Борис Екимов аккуратно собирает эти осколки в цельную картину как свидетельство о том, что испытывал и испытывает русский человек за последние десятилетия. Особенно ярко это прослеживается в произведениях «Не надо плакать», «За теплым хлебом», «Пиночет». В 2008 году российский автор был награжден премией Солженицына с формулировкой «За боль и остроту в описании потерянного состояния российской провинции и отображение неистребимого достоинства русского народа».
Язык Бориса Екимова не содержит заимствований и диалектизмов; автор пишет чистым русским языком.
Произведения писателя переводились на несколько языков: итальянский, французский, английский, испанский, немецкий. А повесть «Пастушья звезда» обогатила президентскую библиотеку.
Система вопросов
1)Какие чувства у вас остались после прочтения рассказа?
После прочтения рассказа стало грустно, потому что, пока читаешь рассказ, у тебя складывается определённое впечатление о главном герое, ты надеешься на то, что произойдёт что-хорошее, что он перешагнёт через свой статус и заживёт той жизнью, которая ему нравится. Но финал произведения показал другую его сторону: стало жаль Баракина, который пожалел о том, что совершил добрый поступок и озлобился на детей.
2)Есть ли разница в прошлой и настоящей жизни главного героя? Какая из них счастливее? Приведите примеры из текста.
Да, прошлая жизнь главного героя отличается от настоящей. Они противопоставлены. Своё прошлое он часто вспоминает, когда ему хочется сделать что-либо, что сейчас не положено. По этим воспоминаниям можно судить, что прошлая жизнь, когда он еще не имел высокого социального статуса, была намного счастливей: «Давно это было. И как всякое давнее, казалось таким счастливым. А может, и не казалось…» Она приносила герою положительные эмоции, он был тем, кем хотел, делал, что хотел, не ограничивал себя общественным мнением:
«Ноги было сами понесли Баракина к этой веселой, весенней толпе. Но, подойдя ближе, он опомнился и, круто свернув, пошел стороной, сквером. Он не любил, когда к нему прилюдно приставал кто-то с просьбами и делами. Да и в такой толпе мог оказаться пьяный человек или настырный. И мог ляпнуть всякое, не поглядев, что люди вокруг. Так что следовало держаться от греха подальше»;
«И до смерти захотелось ему выпить сейчас кружечку-другую. Он даже представил холодную, обжигающую нёбо горечь. Представил и глотнул слюну. Баракин приостановился. «А что, если подойти,– с отчаянной лихостью подумал он. – Подойти… Ну, конечно, узнают… Ну, и ладно. Выпить кружку залпом и сказать со смехом: «Теперь можно пообедать». Все, конечно, рассмеются. И хорошо будет, как-то даже демократично». Но мысли мыслями, отчаянность отчаянностью, а не мог он, сам Баракин, конечно, не мог этого сделать».
«А он ничего не пугался. Он и не думал на ферму идти. Просто в тот момент, возле дома, когда машина остановилась, ему вдруг захотелось вот сюда, в лесопитомник. Он здесь был как-то летом. Из Рюмина ехали и завернули напиться. В прошлом году. А потом яблоки ели, виноград, сидели у шалаша. Славно так было, покойно».
«Баракин сел возле этого куста на песок, по привычке в карман полез за куревом, да вовремя опомнился. От цветущего куста наносило тонким, едва уловимым ароматом. А может, это чудилось Баракину. Здесь, в затишье, у подножья песчаного холма, солнцепек был мягко-зноен, и Баракина сразу разморило, он даже чуть задремал. Вот так же бывало, когда он учительствовал; по весне уходили они с ребятами в степь или займище. А устав, присаживались на солнышке. И обязательно кто-нибудь задремывал».
3)Действительно ли в городе существует то общественное мнение, которого так боится главный герой, или эта боязнь неоправданная?
Да, в тексте много раз упоминается о том, что общественное мнение, действительно, существует. Если Баракин, как человек, занимающий руководящую должность, появляется там, где его не должно быть, делает то, что кажется непривычным, окружающие его неправильно понимают, или просто боятся, чувствуя себя не в своей тарелке: женщина возле ларька с пивом, завидев Баракина, начинала кричать на мужиков, успокаивая их, чтобы главный герой мало ли чего не сказал; неправильно понял жест начальника и Нургалиев, когда тот просто снял шляпу и помахал ею, чтобы было не так жарко (тогда Нургалиев подумал, что Баракин просит его остановить машину — мало ли, что случилось); когда главный герой решил поехать на звероферму, тот же Нургалиев сразу испугался, потому что как-то странно это для руководства посещать ферму просто так, наверное, с проверкой едет; потом Баракин не стал проверять звероферму, а отправился в лесопитомник, хотя все люди ожидали его с проверкой и были удивлены тем, что он не зашел в дом. К сожалению, это было характерно для того времени, к которому относится повествование. Занимать руководящую должность и жить так, как обычные люди — значит, потерять свой статус, потерять свой авторитет. Именно поэтому люди, занимавшие высокую должность, так боялись сделать неправильный шаг, допустить разговоры о себе.
4)Как вы думаете, нравится ли Баракину быть начальником? Почему вы так решили? Приведите примеры из текста.
Нет, Баракину не нравится быть начальником, потому что он обречён на одиночество и лишён той жизни, которой хотел бы жить: «Пройти сейчас в гостиницу, в банкетный зал другое дело. Там все сразу оформят. Но ведь это не то, совсем не то. Сидеть одному, цедить пиво. Неинтересно. Вот здесь бы, на воздухе, на весеннем гомоне, на солнце». Когда он вспоминает свою прежнюю жизнь, то в его словах и мыслях нет ни капли негатива, а, говоря о нынешней, высказывается негативно, показывая тем самым, что ему всё надоело, что всегда происходит одно и то же: «Все обернулось по-другому. Только вошел Баракин во двор, как навстречу ему со ступеней крыльца уже спешил директор школы. И началось обычное, надоевшее…»
5)Почему рассказ называется «Птицы божьи»?
«Птицы божьи» — именно так Баракин называет цыганских ребятишек, которым он отдал пачку сигарет. В этих словах заключается уподобление детей той самой божьей коровке, которую недавно держал главный герой на пальце: «Малой яркой вишенкой сверкнула в сухих стеблях трав божья коровка. Баракин нагнулся и осторожно взял ее, посадил на ладонь. Божья коровка заторопилась, побежала по пальцу вверх, к вершине. – Божья коровка… – проговорил Баракин громко и оглянулся. Конечно, рядом никого не было, но закончил он не вслух, а про себя: «Улети на небо, там твои детки…» И все же услышала божья коровка, поверила, приподняла красные скорлупки, выпустила прозрачные крылышки и улетела. В небо». Божья коровка улетела в небо, потому что она свободная, ей ничего не нужно для того, чтобы жить обычной жизнью, чтобы лететь туда, куда ей хочется. Точно так же свободны и цыганские ребятишки — куда им вздумается, туда они и отправятся, распустив свои крылья. Божьи — значит, вольные, свободные. У них есть всё, чего нет у главного героя и чего ему так хочется. Поэтому в конце Баракин и выражается грубо, в нём говорит отчаяние: «Баракин глядел им вслед. И вдруг вздохнул. Телеги покатят дальше и дальше, по весенней, а потом летней ласковой земле. И весь мир, лежащий вокруг на многие сотни верст, весь этот мир с его пахучими травами, зелеными тенистыми деревьями, чистой водой, ясным небом, легким ветром, льдистыми ночными звездами – весь этот мир для них, для этих людей. А за что им такое счастье? И почему им? Почему он, Баракин, должен видеть этот мир лишь вот так, раз в год, а они, эти люди, живут в нем…». Вся эта идеальная жизнь окрашена в разные оттенки, а жизнь главного героя — лишь в серые. Он возвращается к своей жизни: «И он вошел в коридор хозяйским твердым шагом, высокий, сухощавый человек в сером легком пальто, в серой, низко надвинутой австрийской шляпе».
6)Всегда ли высокая должность приносит человеку счастье и позволяет ему быть собой?
Нет, так бывает не всегда. Это подтверждает пример Баракина. Но, возможно, главный герой сам ничего не сделал для того, чтобы жить по-другому. Ведь он часто ориентировался на чужое, общественное мнение (хотя это и оправданно), хотя мог стать тем первым человеком, которому было бы просто все равно, что про него скажут, а за ним и последовали бы другие. С другой стороны, занимая высокий статус, можно быть счастливым, реализоваться как личность (если работа по душе), хотя зачастую не все работают там, где бы им хотелось, главное, чтобы занимаемая должность приносила большой доход. Поэтому каждый случай индивидуален. Если твоя работа приносит тебе удовольствие, и ты занимаешься любимым делом — ты счастлив, если же ты работаешь, потому что вынужден, и при при этом угнетён — ты несчастен.
Список литературы
- Борис Екимов — Рассказы [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/15475-6-boris-ekimov-rasskazy.html#book (дата обращения: 11.01.2020).
- Борис Екимов: творчество русского писателя [Электронный ресурс]. URL: https://fb.ru/article/240012/boris-ekimov-tvorchestvo-russkogo-pisatelya (дата обращения: 11.01.2020).