«Я давно перестал различать грань между фантастикой и реальностью. Что ни придумай — глядь, а оно уже существует!» (из интервью Е. Лукина)
Вступительное слово
Один из самых известных русских фантастов Евгений Лукин родился в 1950 году в Оренбурге. Жил во многих городах, сменил множество профессий, от монтировщика сцены до корреспондента заводской многотиражки. Сейчас живет в Волгограде. Окончил (вместе с женой Любовью Лукиной) историко-филологический факультет Волгоградского педагогического института. Начал писать вместе Любовью Лукиной (1950-1996) фантастику во второй половине 70-х.
В начале 90-х Евгения и Любовь Лукину приняли в Союз писателей.
После безвременной смерти жены Евгений Лукин продолжает писать один. «Слепые поводыри», «Алая аура протопарторга», «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Разбойничья злая луна» — эти и многие другие произведения завоевали популярность у читателей по всему миру, а также признание собратьев по перу (об этом говорит огромное количество профессиональных призов и наград, которыми отмечены его книги).
Сегодня мы рассмотрим рассказ «Заклятие», написанный в 1992 году. Рассказ вошел в сборник «Щелк!», вышедший в 2001 году.
Система вопросов и заданий к рассказу Е. Ю. Лукина «Заклятие»
1. Назовите главных героев рассказа. На чем основан их конфликт?
Главные герои рассказа — Надька-ведьма и ее соседка Верка. Надька затопила Верку и «отвела глаза» комиссии, поэтому её не наказали. Верка злится и грозит Надьке расплатой.
«А дело было вот в чем: пару дней назад чертовка Надька, набирая ванну, протекла по халатности на дерганую Верку, и та, склочница лупоглазая, – нет чтобы подняться на этаж и договориться обо всем тихо-мирно, – вызвала, клуша, комиссию из домоуправления.
Комиссия явилась, но за пару дней пятно… – да какое там пятно! – пятнышко на снежной известке Веркиного потолка успело подсохнуть. И то ли Надька в самом деле умела отводить глаза, то ли прибывшим товарищам просто не хотелось напрягать хрусталики, но факт остается фактом: наличия на потолке пятна комиссия не зафиксировала».
2. Рассмотрим образ Верки. Какие черты характера вы в ней отметили? Заполните кластер.
3. Как мы видим, Верка предстает перед нами отрицательным персонажем. Как вы думаете, может ли быть характер Верки обоснован её отношениями с семьей? Почему?
Да, может. Потому что если у человека большие проблемы в семье, то он может их переносить и вымещать на окружающих. Так и Верка: из-за того, что у нее постоянные ссоры с мужем, дети её не любят, она срывается на других, в том числе и на своих соседях. Может быть, если бы у неё не было проблем в семье, она была бы добрее и не вымещала свою злость на других.
4. Какой фантастический образ представлен в рассказе?
Образ ведьмы
5. Образ ведьмы встречается еще в фольклорных текстах. Прочитайте отрывок статьи из словаря «Славянская мифология. Энциклопедический словарь» под ред. Л.М. Анисова и сравните главную героиню с народными представлениями о ведьмах. Сделайте вывод. Типичен ли в этом рассказе образ ведьмы?
ВЕДЬМА (от др.-рус. ведь — «знание») — один из основных персонажей демонологии восточных и западных славян, сочетающий в себе черты реальной женщины и демона. Магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы, так и приобретенной, — например, от умирающей В., которая передала наследнице свои колдовские знания («своего духа»). Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей: например, если мать кормила ее грудью «три Великие пятницы», т.е. более двух лет; если ее мать и она сама были рождены вне брака. Для облика В. характерны, по народным воззрениям, некоторые демонические черты или особые приметы: наличие хвостика, рожек, крыльев. В. выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные, покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не смотреть прямо в глаза, в зрачках В. можно увидеть перевернутое отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота). Ведьмой часто считали одиноко живущую женщину, неприветливую, со странностями. Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения, продукты и т.п. На Украине и в Карпатах верили, что В. могут наслать град, ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия» Л.Н. Виноградова.
Надька-ведьма | Ведьма в славянской мифологии | |
Какими способами появляется сила | Русские ведьмы, как известно, делятся на учёных и наследственных.
Надежда же, если и была ведьмой, то явно наследственной. |
Магическая ведовская сила могла быть как врожденной, доставшейся женщине по наследству от матери-ведьмы, так и приобретенной, — например, от умирающей В. Считалось также, что способность женщины к ведовству могла быть вызвана неправильным поведением ее родителей |
Внешность | Рыжие волосы | Наличие хвостика, рожек, крыльев. В. выдает себя необычным взглядом: у нее воспаленные, покрасневшие глаза или дикий, хмурый взгляд; ее отличает привычка не смотреть прямо в глаза, в зрачках В. можно увидеть перевернутое отражение человека. Обычно ведьму представляли себе старой и безобразной, с седыми растрепанными волосами, крючковатым носом, костлявыми руками, иногда с телесными недостатками (горбатость, хромота) |
Способности | Порча, болезни, бедствия | Ведьме приписывалась способность насылать порчу на людей, домашних животных, растения, продукты и т.п. На Украине и в Карпатах верили, что В. могут наслать град, ураганные ветры, наводнения, пожары, похитить небесные светила, вызвать засуху и др. бедствия |
Вывод: героиня Лукина отражает в себе фольклорные представления о ведьмах, за исключением небольших различий: внешности и происхождения силы.
6. Какое влияние на читателя оказывает то, что Надька — ведьма? Акцентирует ли автор на этом внимание?
В рассказе элементы сверхъестественного и колдовского кажутся нам обычными и никак не выделяются. Все колдовские «чары» можно объяснить простым наблюдением и интуицией Нади. Введение элемента ведьмовства возбуждает любопытство читателя и удерживает его в напряженном ожидании. Станет ли Надька-ведьма посылать проклятие на Верку, зная, что ей этого сделать нетрудно, учитывая её способности? На фоне сверхъестественных сил показаны обычные человеческие взаимоотношения.
7. Правильно ли, на ваш взгляд, поступила Надька, когда не стала насылать другие беды на соседку? Почему?
Наверное, правильно. Потому что ей бы от этой мести не стало бы лучше. В любой ситуации нужно оставаться человеком. В жизни каждого человека главными нравственными ориентирами должны стать доброта и сострадание.
8. Кому хуже от мести: тому, кто мстит или тому, кому мстят?
Трудно сказать. Месть – чувство опасное и вредное. Месть опустошает душу и не приносит счастья тому, кто мстит. Если бы Надя отомстила Верке – лучше бы ей стало? Нет. У Верки и так всё плохо, она уже наказана жизнью – муж, который её бьет, невоспитанная дочь, ненависть на весь мир.
Источники:
1. Лукин Е.Ю. Биография. Творчество. [Электронный ресурс]. URL: https://fantlab.ru/autor170. (дата обращения 17.12.19).
2. Лукин Е.Ю. Заклятие. Рассказ. [Электронный ресурс]. URL: https://nice-books.ru/books/fantastika-i-fjentezi/nauchnaja-fantastika/92849-evgenii-lukin-zaklyatie.html . (дата обращения 17.12.19).
3. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Международные отношения, 2002. – 512 с. [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/358867/read . (дата обращения: 24.12.2019).