Система вопросов к рассказу В.С. Маканина «Кавказский пленный» (выполнила Данилова Алёна)

Система вопросов к рассказу В.С. Маканина «Кавказский пленный» (выполнила Данилова Алёна)

Вступительное слово

Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область) в семье Семена Степановича и Анны Ивановны Маканиных. Отец был инженером-строителем, мать — учительницей русского языка и литературы.

После Великой Отечественной войны семья переехала в Черниковск — промышленный пригород Уфы (ныне в составе этого города). В школьные годы занимался шахматами, был кандидатом в мастера спорта. В 1960 году Маканин окончил механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1960-1966 годах преподавал математику в московской Артиллерийской инженерной академии им. Ф.Э. Дзержинского (ныне — Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Московская обл.). В 1966-1967 годах учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. После их окончания некоторое время вел семинары в Литературном институте им. А.М. Горького. В 1968-1980 годах работал в редакции русской прозы издательства «Советский писатель», был куратором альманаха научно-художественной литературы «Пути в незнаемое».

Литературным дебютом Маканина стала повесть «Прямая линия», рассказывающая о жизни молодых ученых: в 1965 году она была опубликована в журнале «Москва», а впоследствии напечатана отдельным изданием.

В 1970-е годы выпустил роман «Портрет и вокруг», повести «Безотцовщина», «Голоса», «На первом дыхании», «Отдушина» и др., в 1980-е годы — романы «Предтеча», «Один и одна», повести «Где сходилось небо с холмами», «Утрата», «Отставший» и др. В них писатель исследовал свойства человеческой натуры, анализировал поведение современников в различных жизненных обстоятельствах, пути развития личности и общества.

В 1990-е годах Маканин издал роман «Андеграунд, или Герой нашего времени», повести «За чертой милосердия», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» и др. Для творчества этого периода характерны художественное осмысление советских и постсоветских реалий, а также введение в повествовательную манеру фантасмагории и гротесковых элементов.

В 2000-е годы вышли романы «Испуг» и «Асан». Среди последних к данному моменту опубликованных произведений писателя — повесть «Ночь, запятая, ночь» (2010) и роман «Две сестры и Кандинский» (2011). В общей сложности Маканин выпустил более двадцати книг.

По сценариям писателя и по мотивам его произведений сняты кинофильмы: «Прямая линия» (1967, режиссер Юрий Швырев), «Светик» (1989, Олег Бондарев), «Отдушина» (1991, Андрис Розенберг), «Орел и решка» (1995, Георгий Данелия), «Пленный» (2008, Алексей Учитель).

Сегодня мы обратимся к рассказу Владимира Семеновича Маканина «Кавказский пленный».

 

Система вопросов:

1) Каким эпизодом открывается рассказ?

Рассказ начинается с размышлений о красоте и описания природы Кавказа. Далее идет описание ефрейтора Бояркова, найденного убитым в лесу. Главные герои — Рубахин и Вовка-стрелок — приходят к выоду, что его убили боевики выстрелом в упор, когда он спал.

«Ефрейтор Боярков, напившись, любил уединиться, лежа где-нибудь в обнимку с этим стареньким транзистором. Раздвигая высокую траву, они ищут тело. Находят неподалеку. Тело Бояркова привалено двумя камнями. Обрел смерть».

 

2) Зачем Маканин включает в рассказ убийство Бояркова?

Чтобы показать бессмысленность войны, которая идет на Кавказе.

«Стреляли в упор он, похоже, и глаза свои пьяные не успел протереть. Впалые щеки. В части решили, что он в бегах».

Человека убивают во сне, а не в бою, без определенной причины, цели.

 

3) Каково отношение кавказцев к русским и русских к кавказцам в рассказе В.Маканина?

«Старики говорят, куда русские, туда и мы – и чего мы друг в дружку стреляем?» (Алибеков)

«Если по-настоящему, какие мы враги – мы свои люди. Ведь были же друзьями! Разве нет?» (Рубахин)

Рубахин, как и многие другие, не может почувствовать в пленном кавказском юноше врага.  Это подтверждает и разговор полковника Гурова и лидера боевиков Алибекова, которые меняют под крепкий чай продовольствие на оружие. По сути дела, они противники, но вместе с тем – давно знающие и уважающие друг друга люди. И это в то время, когда их солдаты режут друг друга. Поставляя Гурову продовольствие, Алибеков обрекает своих парней на голод, зато кавказские боевики стреляют в русских из их же автоматов. Торговля смертью: сегодня солдат накормлен – завтра убит из своего же пулемёта, выменянного на харч.

 

4) Чем Чеченская война отличается от Великой Отечественной войны?

Во время Великой Отечественной войны русские солдаты защищали Родину от немецких оккупантов и вели освободительную войну на территории других оккупированных государств. В отличие от Великой Отечественной войны, Чеченская война — это локальный конфликт, происходивший на территории РФ и унёсший тысячи невинных жизней. Конфликт, которого можно было избежать.

«Мне нравится целиться и жать на спуск. Я и без пули знаю, куда я попал». (Вовка)

Самое страшное, что приобретает человек на этой войне, — это привычка убивать без злобы, без повода, без причины. В людях появляется равнодушное отношение к убийству: «Ну а если побегут – их не без удовольствия постреляют… война!». Никто не спросит об убийстве красивого юноши, никто не спросит о смерти тысяч таких же. Вот откуда ощущение полной безнаказанности и у Рубахина, и у Вовки-стрелка: война стала машиной, переламывающей судьбы людей. То же и с погребением Бояркова. Равнодушное отношение к этому человеку  поражает. Ничто не трогает солдат: «Орудуя плоскими камнями как лопатами, они энергично и быстро закапывают убитого».

 

5) Кого из персонажей рассказа «Кавказский пленный» вы могли бы назвать героем?

Никого. Гуров. Алибеков. Вовка-стрелок. У него даже нет фамилии, т.е. нет корней. Фамилию заменяет военное прозвище. Имя-прозвище пишется через дефис, значит, это одно целое, значит, стрелять для Вовки так же естественно, как и жить, это его любимое занятие. Его хобби.

Вовка любит стрелять в людей. В Вовке нет ничего человеческого. Он вызывает чувство отвращения  и тогда, когда Молодуха сказала, что её изнасиловали. Вовка не испытывает к ней чувства сострадания, ему интересны подробности, о которых он расспрашивает.

У Рубахина есть фамилия, значит, есть корни. «В кольце гор» он только солдат. Хотя крестьянская основательность в работе и беззлобие Рубахина являются намёком на его прошлую, мирную жизнь.

 

6) Почему Маканин называет рассказ «Кавказский пленный», а не «Кавказский пленник»?

У слова «пленник» в отличие от слова «пленный» присутствует ещё и переносное значение: тот, кто находится во власти, в плену чего-либо (каких-либо идей, убеждений). Лишенное образности именование «пленный» воспринимается всего лишь как военный термин, утрачивает присутствующий слову «пленник» романтический идеал.

Гуров: И чего ты упрямишься, Алибек? Ты ж, если со стороны глянуть, пленный….

Алибеков: Шутишь, Петрович. Какой я пленный… Это ты здесь пленный! Смеясь, показывает на Рубахина: «Он пленный. Ты пленный!».

Слово «пленный» можно отнести к каждому из героев. Война уравняла их, сделав массой, и человек привык думать, что всё решается за него, помимо его воли, желания, стремления. Он совершенно несвободен. Рубахин не едет домой, он здесь освобождён от ответственности за жизнь, здесь его держит возможность жить без цели. Да и в мирной жизни нет ему места, потому что теперь он умеет только стрелять. Пленные в рассказе Маканина – заложники места, привычки воевать. Писатель говорит о том, что насилие, агрессия разлиты в мире и угрожают вопреки здравому смыслу задушить всё доброе и нравственное в человеке.

 

7) Как герои воспринимают красоту окружающей их природы? 

Герои постоянно думают о том, что красота несет в себе опасность. Красота кавказских гор, гордые южные деревья восхищают солдат, но еще больше – пугают, волнуют и настораживают.

Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо – она их пугала. Ещё более насторожила обоих открытая поляна, окрашенная солнцем. И вновь – на самом выходе из теснины – высокая трава, возможно, в этом смысле красота и спасает мир. Она нет-нет и появляется как знак. Не давая человеку сойти с ума, шагая от него неподалёку, с присмотром, заставляя настораживаться, красота заставляет помнить.

 

8) Почему даже красота пленного кавказца не спасает его от Рубахина?

Главный герой – Рубахин – не был защищён от человеческой красоты как таковой. Видимо, и эта красота представляет собой опасность, т.к. к ней применимо слово «защищаться». Но она вызывает в Рубахине непривычные чувства.

«Сострадание пришло ему в помощь кстати и откуда-то свыше, как с неба».

Рубахин успокаивает юношу, ухаживает за ним. Но он не сможет превратить  это душевное движение в двигатель своей жизни. Не умеет. Красота – это духовное начало, которое может дать путь к спасению. Кажется, красота, столь подействовавшая на Рубахина, могла спасти юношу. Но когда пришла опасность, у Рубахина вновь срабатывает инстинкт. Характер этой красоты только внешний: это не красота любви к людям, не красота души.

 

9) Так может ли все-таки красота спасти мир?

С одной стороны, да, мы можем увидеть это в финале рассказа, когда герой размышляет о горах:

«Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность
но что, собственно, красота их хотела ему сказать? зачем окликала?»

Всё-таки Рубахин – это тот герой, душа которого начинает просыпаться.  Утратив красоту абсолютную, он приобщается к красоте природной, которая может окликать, напоминать. Память – последний шанс солдата к спасению. Внимая голосу красоты, он пытается понять что-то, залежавшееся в глубине его сознания. Он чувствует её присутствие. Потому, может быть, сохраняется маленькая надежда на то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится из пепла благодаря красоте. И, прежде всего, – красоте душ людей.

Но, с другой стороны, он без раздумий и на инстинкте самосохранения убивает юношу, в этот момент Рубахина не беспокоит и не волнует красота пленного.

 

10) Где в классической литературе вам встречался образ кавказского пленника? Как он трансформируется в современной литературе?

Образ кавказского пленного встречался неоднократно в русской литературе, например, в поэмах А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, и повести Л.Н. Толстого с идентичным названием «Кавказский пленник».

Однако у Маканина представлена зеркальная ситуация: не русский оказывается в плену у кавказцев, а кавказец у русских.

Образ Рубахина позволяет Маканину вступить в полемический диалог с классическими авторами XIX века. Черкешенки в поэмах Пушкина и Лермонтова, испытывая к пленникам нежные чувства, поступают самоотверженно: помогают героям сбежать, зная, что больше никогда не смогут с ними увидеться. Девочка Дина, чувствуя большую привязанность к Жилину, который мастерил для нее игрушки, тоже не пытается его удержать, хотя ей и тяжело с ним расставаться. Рубахин же оказывается глух к состраданию и милосердию: он убивает кавказца, чтобы облегчить собственное существование.

 

 

Список литературы:

  1. Владимир Маканин. Кавказский пленный [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/PROZA/MAKANIN/makanin.txt    (дата обращения: 20.01.2018)
  2. Биография Владимира Семёновича Маканина  [Электронный ресурс]. URL:  https://www.livelib.ru/author/1776-vladimir-makanin  (дата обращения: 20.01.2018)

 

Рецензент: Фомичёва Наталья