Изучение повести Бориса Васильева «Капля за каплей» на уроке литературы в 11 классе

Изучение повести Бориса Васильева «Капля за каплей» на уроке литературы в 11 классе

 

Васильев Борис Львович (1924 — 2015) — прозаик, публицист , драматург, киносценарист.

Борис Васильев родился в дворянской семье в городе Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович  — кадровый офицер, участник гражданской войны, впоследствии попавший под сталинские репрессии. После ареста отца семью  сослали в Воронеж, где мальчик получил образование.

Борис Васильев окончил только 9 классов, так как в 1941 году началась война. Он вызвался добровольцем на фронт и был зачислен в истребительный комсомольский батальон. В 1943 году из-за контузии был госпитализирован и направлен учиться в Военную академию бронетанковых механизированных войск им. Сталина.

После демобилизации в 1954 году, в звании инженера-капитана, Борис Васильев начал заниматься  литературной деятельностью. Слава к писателю пришла не сразу. Первую пьесу «Танкисты» отменили, фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день­­» по его сценарию успеха тоже не имели.

Первое прозаическое произведение «Иванов Катер»  было написано в 1967 году, а опубликовано лишь спустя 13 лет в 1980 году.

Сразу же после была написана повесть «А зори здесь тихие» ( «Весною, которой не было» — первоначальное название), которая получила широкую популярность.

Тему войны автор продолжил в повестях «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чье старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986).

В 1977 году в «Новом мире» были опубликован роман «Были или не были», который положил начало двум темам творчества писателя — истории русской интеллигенции и истории России. После были написаны романы, освещающие семейную историю, цикл состоял из 6 произведений: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: записки прапрадеда» (1998), «Были или не были», «Утоли мои печали» (1997),«И был вечер и было утро» (1987), «Дом, который построил дед» (1991), «Вам привет от бабы Леры» (1988).

Собственно исторические романы, уносящие читателя в далекие времена, «Вещий Олег» (1996), «Князь Ярослава его сыновья» (1997).

Главной  заслугой Бориса Васильева является реалистичное изображение трагедии 20 века.

В повести «Капля за каплей» опубликованной в 1991 году, автор с новой стороны показал террор сталинского режима и всю опасность революции. Дата выбрана не случайно, ведь именно в это время в стране происходила смена государственного строя.

Система вопросов к повести «Капля за каплей»

1. Какое время охватывает повесть?

Действие повести происходит в  30-е годы XX века во время правления Сталина. Для этого периода характерны массовые репрессии и расстрелы без судебных разбирательств. Данный период в истории называется сталинским террором и сравнивается с красным террором времен гражданской войны.

2. Почему автор не дает имен главному герою и его родителям?

Главный герой обезличен, потому что автор, описывая трагическую историю одной семьи, хотел показать трагедию всего народа. Образ мальчика — это весь народ в целом.

3. Арест семьи и родственников мальчика — это закономерный итог или расплата за их прошлое?

С одной стороны, Тетя Клава входила в отряд особого назначения и без угрызений совести расстреливала  людей:

«Клавдия была такой отважной, такой безоглядной… — Он горестно вздыхает, — Она была командиром чоновского отряда».

Она разделила свою участь с теми, в кого некогда стреляла. Ее итог закономерен. С другой стороны, Тетя Клава расплачивается за убийство своего брата.

Также и отец мальчика, царский офицер, сжигает свои погоны и переходит на строну врага. Своей смертью он расплачивается за свое предательство. И при этом он, комбриг, по приказу свыше оставляет своих солдат умирать под пулями, и итог его жизни закономерен.

4. К какому типу героев вы бы отнесли Семена Ивановича: положительному или отрицательному?

Про Семена Ивановича можно сказать, что он и положительный, и отрицательный герой. В гражданскую войну он  был в отряде Тети Клавы, помог выследить и убить отряд Лесника:

«Я ведь в частях особого назначения служил, за Лесником гонялся под командой тети твоей Клавдии Петровны».

Затем был чоновцем и расстреливал «врагов народа», но после встречи с сослуживцем он изменился и стал защитником неугодных государству людей.

5. С какой целью введены монологи, в которых герой обращается к маме?

Монологи введены автором для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя. Маленький мальчик чувствует себя одиноким и ненужным в том мире, в который он попал, ему не хватало мамы, он не мог поделиться с ней самым сокровенным и тайным, тем, что волновало его душу.

6. Почему монологи прерываются, но перед смертью герой снова обращается к матери?

Монологи прерываются, потому что герой взрослеет, чувствует себя мужчиной, к тому же он обретает новую семью в лице Семена Ивановича, Тайки, Хавки, Зины и Елены Алексеевны и больше не чувствует себя одиноким. Но перед лицом смерти, герой снова становится маленьким мальчиком, который нуждается в защите и в материнской любви:

«Мамин голос. Я слышал его еще до рождения, но воспринимал, как добрый рокот волн, на которых выплыву в жизнь.

«Сына, почему ты бледный? Что случилось?..»

Ничего, мама, просто я иду к тебе. Я возвращаюсь: ведь ты сейчас слилась с морем, правда? Я возвращаюсь к вам — к тебе и к морю. По каплям к вам».

7. Какую роль играет море в повести?

Море в повести является источником жизни, из которого произошло все живое. Море не беспокоят ни войны, ни другие земные трагедии. Для главного героя, море — это островок счастья и вечной жизни, где его ждут родные:

«И смерти нет. Нет. Есть лишь возврат к тебе, Мать, воссоединение с тобой…».

8. Была ли предопределена смерть героев в конце повести или виной послужил побег Тайки?

Смерть героев была очевидной, ведь все они подозревали, что рано или поздно их расстреляют:

«Отберут у тебя жизнь! — вдруг кричит она, — Нету ее у нас с тобой, нету! Могила одна, яма такая здоровенная… ».

Побег Тайки и главного героя только приблизил их смерть.

9. Почему автор оставляет финал открытым?

Каждый видит финал по-разному. Кто-то верит в спасение Тайки и ребенка, так как они олицетворяют надежду на новую жизнь без расстрелов. Кто-то считает, что четвертый выстрел был предназначен для Тайки, и это означает, что впереди нет светлого будущего.

 

10. Важна ли жизнь одного человека для истории? В каких произведениях русского литературы поднимается данная проблема?

В своей повести Борис Васильев показал, что жизнь человека ничего не стоит. Это связано с идеологией 20 столетия. Век был наполнен различными войнами, которые уносили жизни миллионов людей.

Данную проблему поднимает и Михаил Шолохов. В повести «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов одинок и не важен для общества, именно поэтому смысл жизни он находит в сироте Ванюшке, жизнь которого никак не расценивается.

11. Как вы думаете данное произведение написано, чтобы осудить советскую власть, или для того, чтобы предостеречь общество от прошлых ошибок?

(Мнения учащихся могут разойтись, но главное чтобы они поняли, что важно помнить историю своей страны, какой бы она ни была. Без прошлого невозможно построить полноценное будущее).

С одной стороны, Борис Васильев осуждает в повести советскую власть, её жестокое отношение к народу.  С  другой стороны, он пытается предостеречь общество от повторения истории.

Источники:

  1. Борис Васильев «Капля за каплей»  
  2. Николаев П.А.  Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

Рецензент: Ира Должникова, ФЛ-РЛБ-51.