Изучение повести Бориса Васильева «Капля за каплей» на уроке литературы в 11 классе

Изучение повести Бориса Васильева «Капля за каплей» на уроке литературы в 11 классе

 

Васильев Борис Львович (1924 — 2015) — прозаик, публицист , драматург, киносценарист.

Борис Васильев родился в дворянской семье в городе Смоленске. Отец — Васильев Лев Александрович  — кадровый офицер, участник гражданской войны, впоследствии попавший под сталинские репрессии. После ареста отца семью  сослали в Воронеж, где мальчик получил образование.

Борис Васильев окончил только 9 классов, так как в 1941 году началась война. Он вызвался добровольцем на фронт и был зачислен в истребительный комсомольский батальон. В 1943 году из-за контузии был госпитализирован и направлен учиться в Военную академию бронетанковых механизированных войск им. Сталина.

После демобилизации в 1954 году, в звании инженера-капитана, Борис Васильев начал заниматься  литературной деятельностью. Слава к писателю пришла не сразу. Первую пьесу «Танкисты» отменили, фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день­­» по его сценарию успеха тоже не имели.

Первое прозаическое произведение «Иванов Катер»  было написано в 1967 году, а опубликовано лишь спустя 13 лет в 1980 году. Сразу же после была написана повесть «А зори здесь тихие» ( «Весною, которой не было» — первоначальное название), которая получила широкую популярность. Тему войны автор продолжил в повестях «В списках не значился» (1974), «Завтра была война» (1984), «Ветеран» (1976), «Великолепная шестёрка» (1980), «Вы чье старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986).

В 1977 году в «Новом мире» были опубликован роман «Были или не были», который положил начало двум темам творчества писателя — истории русской интеллигенции и истории России. После были написаны романы, освещающие семейную историю, цикл состоял из 6 произведений: «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт: записки прапрадеда» (1998), «Были или не были», «Утоли мои печали» (1997),«И был вечер и было утро» (1987), «Дом, который построил дед» (1991), «Вам привет от бабы Леры» (1988). Собственно исторические романы, уносящие читателя в далекие времена, «Вещий Олег» (1996), «Князь Ярослава его сыновья» (1997).

Главной  заслугой Бориса Васильева является реалистичное изображение трагедии 20 века.

В повести «Капля за каплей», опубликованной в 1991 году, автор с новой стороны показал террор сталинского режима и всю опасность революции.

Система вопросов к повести «Капля за каплей»

1. Когда происходит действие в повести?

Действие повести  охватывает 30-е годы XX века во время правления Сталина: в стране происходят  массовые репрессии и расстрелы без судебных разбирательств. Четыре миллиона людей были репрессированы: их отправляли в трудовые лагеря, убивали или лишали возможности нормально жить. Данный период в истории называется сталинским террором и сравнивается с красным террором времен гражданской войны. Это трагическое для страны время автор отразил в своем произведении.

2. Почему автор описывает историю одной семьи, но не дает имени главному герою? Как это связано со временем действия повести?

Описывая историю одной семьи, автор хотел показать трагедию всего народа во времена сталинских репрессий. У главного героя нет имени, потому что на его примере показана судьба миллионов таких же людей, как и он.

3. Можно ли сказать, что арест семьи мальчика — это расплата за ошибки прошлого, а не результат беспощадного сталинского террора? Вспомните историю отца и тети Клавы.

С одной стороны, в прошлом отец мальчика, царский офицер, сжег свои погоны и перешел на сторону красных. Своей смертью он расплачивается за предательство. Он бросил своих солдат под пули и сбежал.
А тетя Клава входила в отряд особого назначения и без угрызений совести расстреливала людей во времена гражданской войны:

«Клавдия была такой отважной, такой безоглядной… — Он горестно вздыхает, — Она была командиром чоновского отряда».

Она разделила свою участь с теми, в кого некогда стреляла.

С другой стороны, ни один человек, вне зависимости от чина и положения в обществе, не в праве лишать жизни другого.

4. Почему, попав в семью к тете Клаве, мальчик ведет монологи с матерью, которой нет рядом?

Маленький мальчик чувствует себя одиноким и ненужным в новой семье, в которую он попал.  Ему не хватало мамы, только с ней он мог поделиться самым сокровенным и тайным, тем, что волновало его душу. Монологи введены автором для того, чтобы раскрыть внутренний мир героя.

5. Почему монологи мальчика прерываются, когда попадает в «семью» Семена Ивановича?

Монологи прерываются, потому что герой взрослеет, чувствует себя мужчиной, к тому же он обретает новую семью в лице Семена Ивановича, Тайки, Хавки, Зины и Елены Алексеевны и больше не чувствует себя одиноким.

6. Семен Иванович, который, рискуя, забирает к себе мальчика из репрессированной семьи, — это положительный герой?

Про Семена Ивановича можно сказать, что он был отрицательным персонажем, но смог переродиться.
В гражданскую войну он был в отряде Тети Клавы и убивал людей. Он помог выследить и убить отряд Лесника:

«Я ведь в частях особого назначения служил, за Лесником гонялся под командой тети твоей Клавдии Петровны».

Затем был чоновцем и расстреливал «врагов народа», но после встречи с сослуживцем изменился и стал защитником неугодных государству людей.

7. Была ли смерть героев, которые работали на Семена Ивановича, предопределена или виной послужил побег Тайки?

Смерть героев была очевидной, ведь все они подозревали, что рано или поздно их расстреляют:

«Отберут у тебя жизнь! — вдруг кричит она, — Нету ее у нас с тобой, нету! Могила одна, яма такая здоровенная… ».

Побег Тайки и главного героя только приблизил смерть.

8. Почему перед смертью мальчик снова снова обращается к матери?

Перед лицом смерти, герой снова становится маленьким мальчиком, который нуждается в защите и в материнской любви:

«Мамин голос. Я слышал его еще до рождения, но воспринимал, как добрый рокот волн, на которых выплыву в жизнь.

«Сына, почему ты бледный? Что случилось?..»

Ничего, мама, просто я иду к тебе. Я возвращаюсь: ведь ты сейчас слилась с морем, правда? Я возвращаюсь к вам — к тебе и к морю. По каплям к вам»

9. Почему пред смертью герой вспоминает о море? 

Для главного героя море в повести является источником, из которого произошло все живое. Море не беспокоят ни войны, ни другие земные трагедии — это островок счастья и вечной жизни, где мальчика ждут родные:

«И смерти нет. Нет. Есть лишь возврат к тебе, Мать, воссоединение с тобой…».

По мнению героя, мы все после смерти возвращаемся в море «капля за каплей» — так происходит круговорот жизни и смерти.

10. Финал повести — это трагическая развязка или надежда на светлое будущее?

Каждый видит финал по-разному. Кто-то верит в спасение Тайки и ребенка, так как они олицетворяют надежду на новую жизнь без расстрелов. Кто-то считает, что четвертый выстрел был предназначен для Тайки, и это означает, что впереди нет светлого будущего.

11. Важна ли жизнь одного человека для истории? В каких произведениях русского литературы поднимается данная проблема?

В своей повести «Капля за каплей» Борис Васильев показал, что жизнь человека ничего не стоит. Это связано с многочисленными войнами  и сталинскими репрессиями , которые губили миллионы людей.

Данную проблему поднимает и Александр Солженицын. В повести «Один День Ивана Денисовича» главный герой, бывший фронтовик, а ныне «враг народа» находится в заключении в одном из сталинских лагерей, в который попал по недоразумению.  Иван Денисович человек, от которого отказалось общество,  жизнь героя никак не расценивается.

 

Источники:

  1. Борис Васильев «Капля за каплей»  
  2. Николаев П.А.  Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 808 с.

Рецензент: Ира Должникова, ФЛ-РЛБ-51.