Вступительное слово:
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края. После службы в армии работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером, учителем труда в сельской школе. Жил в Тюменской области и Казахстане. В настоящее время живет в Волгограде, но значительную часть времени проводит в Калаче-на-Дону Волгоградской области. Занимается собиранием и систематизацией казачьих песен. Страстный рыбак и знаток русской народной кухни.
Открытие Бориса Екимова состоялось в 1979 году после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, делающих жизнь человека исполненной глубокого смысла и достойной уважения. Главная тема его творчества — самоопределение человека, поиск своего места в жизни».
В 1998 году Борис Петрович Екимов стал лауреатом Государственной премии России, в 1994 — лауреатом премии имени И. Бунина. В 1996 году журнал «Новый мир» присудил ему премию «Лучшая проза 1996 года». Писатель стал абсолютным победителем международного литературного конкурса по прозе «Москва-Пенне» в 1996 году. В 2004 году ему были присуждены две литературные премии. Первая — за лучшую прозу журнала «Новый мир». Вторая, литературная премия «Лучший рассказ года» имени Юрия Казакова — за рассказ «Не надо плакать». В1998 году статья о нашем земляке была включена в биобиблиографический словарь «Русские писатели, ХХ век». В 80-90-е гг. Б. П. Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Волга», а также выходят отдельными книгами.
Екимова можно считать продолжателем традиций великого Чехова. Чеховское наследие является неиссякаемым источником правды и красоты, поэзии добра и человеческого сострадания. Эти нравственные истины раскрываются и в творчестве Бориса Екимова.
В его рассказах «Елка для матери», «За теплым хлебом», «Как рассказать», «Живая душа», «Ночь исцеления», «Суббота – свободный день», «Пара осенней обуви» и других. не играют особой роли социальные, профессиональные и возрастные особенности персонажа. В соответствии с требованиями жанра Борис Екимов не ставит целью исследовать формирование характера, показать его развитие. Внутренняя задача жанра рассказа – «дать портрет, высветить характер, сфокусировать на нем внимание». Эта жанровая особенность ярче всего раскрывается в названных произведениях: автор показывает уже сложившийся характер, дает возможность увидеть наиболее важные его черты: душевную щедрость и доброту, сострадание, бескорыстие, готовность прийти на помощь ближнему. Именно эти качества, по Б. Екимову, составляют основу человеческого существования, что, в свою очередь, выражает одну из основных идей в творчестве писателя.
Вопросы к анализу произведения:
-
Какие чувства вызвали у вас события рассказа?
Мне понравился рассказ, который вызвал у меня чувство уважения к главному герою произведения.
- Менялось ли ваше отношение к героям рассказа в процессе чтения?
Сначала к мальчику не было симпатии, мать его не воспринимает всерьез, сам он неразговорчив. Но после его спасения телка, я стала уважать его.
- Почему мать называет своего сына Бычей?
Потому что он был похож на только что родившегося бычка: «все в нем было детское: мягкое тело, тонкие, в камышинку, ноги, белые, не затвердевшие копыта», такой же неокрепший ребенок.
- Почему мальчик решил спасти бычка?
Он понял, что бычок может умереть ближайшей ночью. Мальчик представил, как телок может резвиться, играть и жить летом, и решил спасти животное: «И пусть он не умирает, потому что живым лучше, чем мертвым».
- Можно ли утверждать, что мысль о беззащитном животном помогают мальчику осознать необратимость смерти?
Да, если прежде он продолжал ждать умершую бабушку, то теперь «вдруг ясно понял: бабушка никогда не придет. Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было. Настанет лето, потом снова зима… Школу он кончит, в армию уйдет, а бабушки все не будет. Она осталась лежать в глубокой могиле. И ничем ее не поднять». Спасая теленка, Алеша действует вопреки самой смерти, утверждая торжество жизни.
- Как бы вы поступили на месте мальчика, если бы знали, сколько хлопот это принесет вашей семье?
Конечно, мне бы хотелось быть смелой и поступить так же, как мальчик, но для этого необходимо обладать сильным духом и добрым сердцем, да и родители не одобрили бы мой поступок. Наверное, я бы просто оставила всё как есть.
7. Почему взрослые не хотели принимать бычка?
Во-первых, мальчик украл телка и когда это обнаружат, то подадут на семью в суд. Во-вторых, их корова только отелилась и семья не потянула бы ещё одного «рта».
8. Почему мужикам была безразлична судьба бычка?
Потому что каждый заботится только о себе, о своем хозяйстве. А общее — значит, ничьё. Поэтому мужикам было всё равно.
9. Почему мальчику после спасения бычка мерещится во сне и бабушка, и телок?
Потому что в его сознании бабушка и телок – это две «живые души», и сам мальчик после своего благородного поступка может причислять себя к «живой душе».
10. В чем заключается смысл названия?
«Живая душа» – это и любимое присловье Алешиной бабушки, это и замерзающий теленок. Главная же мысль, утверждаемая в рассказе, такова: прекрасен человек с незачерствевшей, «живой» душой
11. Важно ли в современном мире сохранять в себе живую, человеческую душу?
Казалось бы, современному обществу необходимы люди-работы: без эмоций, без чувств, которые могли бы работать и не уставать, лишенные всех человеческих проявлений. Но если не останется людей, способных сострадать ближнему, проявлять теплые чувства к окружающим его людям, то мир исчезнет. Я уверена, что каждый человек должен сохранять в себе живую душу.
12. В каких произведениях русской литературы вы встречали тему сострадания к ближнему?
Тема сострадания к ближнему встречается в русской литературе довольно часто. Героиня романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова проявляет милосердие, когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.
В произведении М. Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.
Список литературы:
- Великанова И.В. Автор и герой в прозе Б. Екимова. [Электронный ресурс], https://volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-8-literature-journalism-vyp-10-2011/6_Великанова.pdf, свободный (Дата обращения: 18.01.2019 г.);
- Екимов, Б. П. Избранное : в 2 т. / Б. П. Екимов. – Волгоград : Ком. по печати и информации, 1998. – Т. 1. – 608 с