Система вопросов к рассказу Б.П.Екимова «Живая душа»

Система вопросов к рассказу Б.П.Екимова «Живая душа»

Вступительное слово:

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края. После службы в армии работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером, учителем труда в сельской школе. Жил в Тюменской области и Казахстане. В настоящее время живет в Волгограде, но значительную часть времени проводит в Калаче-на-Дону Волгоградской области. Занимается собиранием и систематизацией казачьих песен. Страстный рыбак и знаток русской народной кухни.

Открытие Бориса Екимова состоялось в 1979 году после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, делающих жизнь человека исполненной глубокого смысла и достойной уважения. Главная тема его творчества — самоопределение человека, поиск своего места в жизни».

В 1998 году Борис Петрович Екимов стал лауреатом Государственной премии России, в 1994 — лауреатом премии имени И. Бунина. В 1996 году журнал «Новый мир» присудил ему премию «Лучшая проза 1996 года». Писатель стал абсолютным победителем международного литературного конкурса по прозе «Москва-Пенне» в 1996 году. В 2004 году ему были присуждены две литературные премии. Первая — за лучшую прозу журнала «Новый мир». Вторая, литературная премия «Лучший рассказ года» имени Юрия Казакова — за рассказ «Не надо плакать». В1998 году статья о нашем земляке была включена в биобиблиографический словарь «Русские писатели, ХХ век». В 80-90-е гг. Б. П. Екимов плодотворно сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. Его рассказы печатаются в журналах «Новый мир», «Наш современник», «Знамя», «Волга», а также выходят отдельными книгами.

Екимова можно считать продолжателем традиций великого Чехова. Чеховское наследие является неиссякаемым источником правды и красоты, поэзии добра и человеческого сострадания. Эти нравственные истины раскрываются и в творчестве Бориса Екимова.

В его рассказах «Елка для матери», «За теплым хлебом», «Как рассказать», «Живая душа», «Ночь исцеления», «Суббота – свободный день», «Пара осенней обуви» и других.  не играют особой роли социальные, профессиональные и возрастные особенности персонажа. В соответствии с требованиями жанра Борис Екимов не ставит целью исследовать формирование характера, показать его развитие. Внутренняя задача жанра рассказа – «дать портрет, высветить характер, сфокусировать на нем внимание». Эта жанровая особенность ярче всего раскрывается в названных произведениях: автор показывает уже сложившийся характер, дает возможность увидеть наиболее важные его черты: душевную щедрость и доброту, сострадание, бескорыстие, готовность прийти на помощь ближнему. Именно эти качества, по Б. Екимову, составляют основу человеческого существования, что, в свою очередь, выражает одну из основных идей в творчестве писателя.

 

Вопросы к анализу произведения:

  1. Какие чувства вызвали у вас события рассказа?

Мне понравился рассказ, который вызвал у меня чувство уважения к главному герою произведения.

  1. Менялось ли ваше отношение к героям рассказа в процессе чтения?

Сначала к мальчику не было симпатии, мать его не воспринимает всерьез, сам он неразговорчив. Но после его спасения телка, я стала уважать его.

  1. Почему мать называет своего сына Бычей?

Потому что он был похож на только что родившегося бычка: «все в нем было детское: мягкое тело, тонкие, в камышинку, ноги, белые, не затвердевшие копыта», такой же неокрепший ребенок.

  1. Почему мальчик решил спасти бычка?

Он понял, что бычок может умереть ближайшей ночью. Мальчик представил, как телок может резвиться, играть и жить летом, и решил спасти животное: «И пусть он не умирает, потому что живым лучше, чем мертвым».

  1. Можно ли утверждать, что мысль о беззащитном животном помогают мальчику осознать необратимость смерти?

Да, если прежде он продолжал ждать умершую бабушку, то теперь «вдруг ясно понял: бабушка никогда не придет. Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было. Настанет лето, потом снова зима… Школу он кончит, в армию уйдет, а бабушки все не будет. Она осталась лежать в глубокой могиле. И ничем ее не поднять». Спасая теленка, Алеша действует вопреки самой смерти, утверждая торжество жизни.

  1. Как бы вы поступили на месте мальчика, если бы знали, сколько хлопот это принесет вашей семье?

Конечно, мне бы хотелось быть смелой и поступить так же, как мальчик, но для этого необходимо обладать сильным духом и добрым сердцем, да и родители не одобрили бы мой поступок. Наверное, я бы просто оставила всё как есть.

7. Почему взрослые не хотели принимать бычка?

Во-первых, мальчик украл телка и когда это обнаружат, то подадут на семью в суд. Во-вторых, их корова только отелилась и семья не потянула бы ещё одного «рта».

8. Почему мужикам была безразлична судьба бычка?

Потому что каждый заботится только о себе, о своем хозяйстве. А общее — значит, ничьё. Поэтому мужикам было всё равно.

      9. Почему мальчику после спасения бычка мерещится во сне и бабушка, и телок?

Потому что в его сознании бабушка и телок – это две «живые души», и сам мальчик после своего благородного поступка может причислять себя к «живой душе».

      10. В чем заключается смысл названия?

«Живая душа» – это и любимое присловье Алешиной бабушки, это и замерзающий теленок. Главная же мысль, утверждаемая в рассказе, такова: прекрасен человек с незачерствевшей, «живой» душой

       11. Важно ли в современном мире сохранять в себе живую, человеческую душу?

Казалось бы, современному обществу необходимы люди-работы: без эмоций, без чувств, которые могли бы работать и не уставать, лишенные всех человеческих проявлений. Но если не останется людей, способных сострадать ближнему, проявлять теплые чувства к окружающим его людям, то мир исчезнет. Я уверена, что каждый человек должен сохранять в себе живую душу.

        12. В каких произведениях русской литературы вы встречали тему сострадания к ближнему?

Тема сострадания к ближнему встречается в русской литературе довольно часто. Героиня романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Наташа Ростова проявляет милосердие, когда все начинают уезжать из захваченной французами Москвы, девушка распоряжается отдать подводы раненым, а не везти на них свои собственные вещи. Помощь людям для Наташи Ростовой гораздо важнее материального благополучия. И ей совершенно не важно, что среди вещей, которые должны были быть увезены, приданое – часть ее будущего.

В произведении М. Шолохова “Судьба человека” Андрей Соколов, несмотря на тяжелые жизненные испытания, не потерял способности проявлять милосердие. Он потерял семью и дом, но не смог не обратить внимание на судьбу Ванюшки – маленького мальчика, родители которого погибли. Андрей Соколов сказал мальчику, что является его отцом, и забрал к себе. Способность к милосердию сделала ребенка счастливым. Да, Андрей Соколов не забыл свою семью и ужасы войны, но он не оставил в беде Ваню. А значит, сердце его не очерствело.

 

 

 

Список литературы:

  1. Великанова И.В. Автор и герой в прозе Б. Екимова. [Электронный ресурс], https://volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-8-literature-journalism-vyp-10-2011/6_Великанова.pdf, свободный (Дата обращения: 18.01.2019 г.);
  2. Екимов, Б. П. Избранное : в 2 т. / Б. П. Екимов. – Волгоград : Ком. по печати и информации, 1998. – Т. 1. – 608 с