Вступительное слово:
Сегодня мы познакомимся с творчеством современного волгоградского писателя Б. П. Екимова. Свой творческий путь Б. Екимов начал в середине 1960-х годов. 1970-е годы стали для писателя периодом важных поисков и открытий. Изначально основным жанром произведений Екимова становится рассказ (малый жанр). И это, скорее всего, не случайно. Именно рассказ является одним из ведущих жанров в творчестве многих современных русских писателей (В. Белов, В. Шукшин и др.). Разработанный в русской литературе еще в 20-30-е годы XIX века жанр рассказа требовал особой достоверности изображения, следования правде жизни (творчество писателей натуральной школы). Будучи изначально устным жанром, рассказ перенёс в литературу особый колорит живого слова, стихию устной речи, эффект «рассказывания». Исповедальность стала одним из наиболее характерных признаков жанра и основной чертой творчества «деревенщиков» («деревенская» проза – течение в литературе) в целом. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека (информация взята из диссертации С. В. Кожевниковой).
На уроке мы обратимся к произведению писателя, в котором изображена жизнь русской женщины, и выясним, как определенные события повлияли на героинь рассказа «Возвращение». Но перед этим давайте посмотрим на значения некоторых слов, которые вы, возможно, не знаете.
Лингвистический комментарий
(по Толковому словарю Д. Н. Ушакова):
Межа — граница земельных владений. Провести межу.
Дерюжка (от дерюга) — 1. Самый грубый холст из толстой низкосортной пряжи (обл. спец.). 2.Плохая грубая ткань, одежда (разг. пренебр.). Напялил на себя какую-то дерюгу.
Шлях (старин., обл.) — дорога, путь. «У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец» (Чехов).
Вопросы к анализу:
1.Какое впечатление произвел на вас рассказ Б. Екимова «Возвращение»?
2.Найдите в тексте описание внешности бабы Надежи. Какой основной прием используется в создании портрета героини, почему?
«…А там уж, по правде, и говеть нечему — живые мощи: под старой кофтенкой — узкие худые плечики, за ними — горб; иссохшие плети рук с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка. Она — для всех…».
В создании портрета бабы Нади используется такое средство художественной выразительности, как антитеза. Несмотря на то, что здесь и горб, и беззубая улыбка, иссохшие плети рук (а это явно отталкивающие детали), автор дает и такую характеристику – «живые мощи», что указывает на некую святость героини. Более того, мы видим оксюморон: хотя это и мощи (останки святых), они все еще наполнены жизнью. Таким образом, описание портрета строится на противоречиях, что помогает раскрыть разные стороны характера старухи.
3.Зачем автор подробно описывает убранство избы бабы Надежды?
Описание интерьера так же, как и портретная характеристика, помогает в раскрытии характеров героев. Так и в рассказе «Возвращение». Сама изба и ее внутреннее убранство подстать хозяйке: «…Домик у нее — ветхая скворечня. Словно на курьих ножках, стоит на какой-то шаткой подставе. Дунь — улетит вместе с хозяйкой, которая все больше говеет…». Избушка, как и ее хозяйка, такая же ветхая, многое пережила и клонится к своему закату. Описание интерьера подчеркивает эти же качества, еще раз делается акцент на святости героини, как и в случае с «живыми мощами». «Хата словно пещерка. В малые оконца еле цедится непогожий день. В переднем углу божница: Спаситель и Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст. Иконы старинного письма, староверские, от дедов. Они и во тьме светят. А когда погожий день заглянет в окошко или лампочка вспыхнет, тогда сразу праздник: густая киноварь, медовая желтизна, лазурь — иконы словно новехонькие. И будто раздвигаются стены. Не хатка, а храм Господний». Описание икон в приведенном фрагменте дано неслучайно, мы понимаем, что они играют особую роль в жизни героини, что они ей по-настоящему дороги.
4.Чем можно объяснить кражу икон у праведницы бабы Нади?
Двери хозяйки всегда для всех были открыты, она с радушием принимала гостей. Однако такая отзывчивость обернулась против героини, ведь многие односельчане знали, что в избе бабы Нади находятся ценные иконы. Несмотря на то, что в небольшом селе все друг друга знают и живут, как одна семья, там, тем не менее, происходят подобные несчастия. А для женщины это действительно стало настоящим потрясением. Объяснить такой поступок можно бессердечием, беспринципностью местных жителей, иначе как можно было поступить подобным образом с женщиной, которая всегда всем помогала, на которую всегда можно было положиться в трудную минуту.
5.Прочитайте эпизод рассказа со слов «и она заплакала, словно лишь теперь осознав всю горечь утраты». Почему в этот тяжелый для героини момент рядом с ней находится девочка?
«И она заплакала, словно лишь теперь осознав всю горечь утраты. Этой горечи было столь много, что в одной душе она не вместилась. И потому — со старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти страдая, но о жизни: своей, короткой, не больно сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в старом, изношенном, но таком добром теле бабушки Надежи».
В данном эпизоде в одном горе соединились две души: старуха, за плечами которой долгие годы жизни, и девочка, которой только предстоит пройти свой путь. В данном случае женщина не одинока, рядом с ней понимающий и сострадающий ребенок, в котором видится продолжение жизни. Несмотря на всю трагичность момента, автор все же показывает, что рядом со старостью всегда соседствует молодость. Мы видим в девочке продолжение жизни, надежду на то, что она не прерывается, как и все хорошее. Именно через ее восприятие событий, через ее поступки автор показывает эволюцию души, её воспитание и взращивание.
6.Как в образе старухи воплощается судьба многих русских женщин?
Когда героиня рассказывает о своей молодости, читатель понимает, что подобная судьба была не только у нее, а у большинства женщин. Ведь и баба Надя в повествовании постоянно употребляет местоимение «мы». За личной драмой видится судьба целого поколения крестьянства, которое было обижено государством, односельчанами.
7.В чем исключительность ее образа?
Похожие трудности выпали на долю многих русских женщин, но не все они смогли сохранить в себе сострадание, добродушие, желание помогать. Это тот случай, когда, преодолевая трудности, человек не становится бессердечным, а, помня свои невзгоды, стремится хоть в чем-то облегчить жизнь окружающих, тех, кто в этом действительно нуждается.
8.Как вы думаете, сможет ли девочка, как и баба Надя, сохранить в себе доброту к людям и внутреннее тепло в дальнейшем?
В тексте не дается прямого ответа на этот вопрос. С одной стороны, мы понимаем, что, несмотря на свой юный возраст, она уже многое пережила (родители, которые выпивают, недостаток заботы и любви). Вследствие чего девочка уже может не с таким открытым сердцем обратиться к этому миру. С другой стороны, перед ней достойный пример того, каким человеком можно быть. А эпизод, где девочка рисует икону, показывает, что у этого ребенка светлая душа, чистое, неозлобившееся сердце, поэтому, скорее всего, героиня будет относиться к людям так же, как и баба Надежда.
9.Вспомните рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». В чем сходство образов главных героинь в этих произведениях?
Обе героини пережили много бед и несчастий, но каждую из них можно назвать праведницей. Именно на таких людях держатся села и деревни, эти женщины бескорыстны и готовы помочь односельчанам, даже когда у них самих не все ладится. Благодаря им не угасает вера в настоящего человека.
Рецензент: Храмушина Ольга