Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

 

Вступительное слово

Людмила Стефановна Петрушевская — драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.

Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств,  редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 году, когда писательнице было уже 50 лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене.  Затем Петрушевской были запрещены  вплоть до второй половины 80-х годов. Не смотря на запрещение, Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х годов. Также  по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов, том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.

Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «Студию ручного труда».

Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.

В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

Людмила Стефановна Петрушевская http://thankyou.ru/lib/genre_fiction/petrushevsk

 

Система вопросов

1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?

Прочитав данное произведение, начинаешь задумываться о пользе добра и сострадания к окружающим.

2. Менялось ли ваше отношение в процессе чтения к героям рассказа? Почему?

Да, менялось. В начале рассказа мама и бабушка мальчика мне  были не симпатичны: они не любили своего внука, запрещали ему рвать ягоды из сада, не разрешили оставить маленького котёнка, но в конце произведения я стала уважать семью мальчика, ведь они поменяли своё отношение к ребёнку: «бабушка даёт ему миску клубники с молочком, а мама читает ему на ночь сказку». 

3. Какой фразой начинается произведение? Здесь речь идёт о реальном или о сказочном событии? 

«Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын её всё не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах».

Здесь говорится о реальном случае в наши дни, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.

4.  Как вы думаете, является ли  «котёнок» в данном произведении образом-символом или же нет? Аргументируйте свой ответ.

Да, безусловно, образ котёнка символичен, это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком,  и подобием Божьим.

5. Что олицетворяет образ ангела?

То доброе, что есть в каждом из нас. Не зря его называют ангелом-хранителем, так как  он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за своего подопечного.

Например, когда котёнок приблудился к мальчику и стал тереться о его сандалики, ангел-хранитель стал рисовать  «волшебны картины в воображении ребёнка»: «Вот котик спит на подушке у мальчика, вот играет с бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги…» А когда мальчишка хотел полакомиться малиной из чужого сада, то «ангел-хранитель заплакал и сказал, что воровство не доведёт до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки…»

6.  Кто, по вашему мнению, виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?

Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек делает выбор сам. Мальчик  еще маленький и многого не понимает. Виноваты взрослые: они заняты своим делом, им совсем не до мальчика: «Бабка его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню», а как только мать вступила в разговор,…всё было кончено» и чтобы он им не мешал, выгнали его на улицу,  их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить необдуманные поступки.

7. Какие качества человека для автора данного рассказа являются главными? Почему?

Человеческая доброта, сострадание, отзывчивость являются главными душевными качествами человека.  Автор показывает, что добро добром возвращается к человеку, а зло будет наказано. Например, бабушка приютила котёнка, и Бог наградил её за милосердие: она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил беззащитное животное, залез в чужой сад и был выгнан оттуда хозяином.

8. Кто ещё из писателей русской классики обращался к теме доброты и сострадания?

К данной теме обращался А. И. Солженицын в своем рассказе «Матрёнин двор». Матрёна Васильевна была настоящей русской женщиной с широкой душой. Она могла всё лучшее отдать близким, работать, только чтобы им было хорошо. Словом, она жила не для себя, а для родных, которые этого не ценили.

В рассказе «Кусака» Л. Н. Андреев раскрывает тему доброты и сострадания. Данная тема раскрывается  через образ Кусаки, через изменившиеся условия ее жизни с приездом дачников, через отношение людей к бездомному существу. Часто люди обижают беззащитных животных. Например, один мужик пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали,  этот человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога». Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, которая осталась одна на даче. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки.  Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задуматься о последствиях своих поступков, учит человечности, милосердному отношению к окружающим.

 

Рецензент: Григорьева Вера, ФЛ-РЛБ-51.