Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

 

Вступительное слово

 

Людмила Стефановна Петрушевская.

Драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.

Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 — редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977 г.), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 г., когда писательнице было уже 50 лет.

Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене — пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов). И тут же пьессы Петрушевской были запрещены и вплоть до второй половины 80-х годов не ставились на профессиональной сцене. Не смотря на запрещение Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х. Также в 70-80-х г. по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов. В том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.

 

Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница рисует акварели и принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «студию»: Студия ручного труда. Петрушевская член Русского ПЕН-центра и Академик Баварской академии изящных искусств.

 

Военное детство оставило глубокий след в личности Петрушевской. «Немецкий язык для меня всегда страшен. Я учила многие языки, говорю на нескольких, только не на немецком», — говорит писательница.

Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.

Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.

В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

 

 

 

Людмила Стефановна Петрушевская http://thankyou.ru/lib/genre_fiction/petrushevsk

 

 

 

Система вопросов

 

1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?

Прочитав данное произведение, начинаешь задумываться о пользе добра и сострадания к окружающим.

 

2. Менялось ли ваше отношение в процессе чтения к героям рассказа? Почему?

Да, менялось. В начале рассказа мама и бабушка мальчика мне не симпатизировали: они не любили своего внука, запрещали ему рвать ягоды из сада, не разрешили оставить маленького котёнка, но в конце произведения я стала уважением относиться к семье мальчика, ведь они поменяли своё отношение к ребёнку: «бабушка даёт ему миску клубники с молочком, а мама читает ему на ночь сказку». 

 

3. Какой фразой начинается произведение? Здесь речь идёт о реальном или о сказочном событии? 

«Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын её всё не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах».

Здесь говорится о реальном случае в наши дни, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.

 

4.  Как вы думаете, является ли  «котёнок» в данном произведении образом-символом или же нет? Аргументируйте свой ответ.

Да, безусловно, образ котёнка символичен, это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком,  и подобием Божьим.

 

5. Что олицетворяет образ ангела?

То доброе, что есть в каждом из нас. Не зря его называют ангелом-хранителем, так как  он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за своего подопечного.

Например, когда котёнок приблудился к мальчику и стал тереться о его сандалики, ангел-хранитель стал рисовать волшебные картины в воображении ребёнка: «Вот котик спит на подушке у мальчика, вот играет с бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги…» А когда мальчик хотел бросить котёнка через забор, ангел-хранитель стал уговаривать ребёнка не делать этого или когда хотел полакомиться малиной из чужого сада, то «ангел-хранитель заплакал и сказал, что воровство не доведёт до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки…»

 

 

 

6. Как  вам кажется, кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?

Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает решает сам, что ему выбрать. Мальчик  еще маленький и многого не понимает. Виноваты взрослые: они заняты своим делом, им совсем не до мальчика: «Бабка его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню», а как только мать вступила в разговор,…всё было кончено» и чтобы он им не мешал, выгнали его на улицу,  их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить необдуманные поступки.

 

7. Какие качества человека для автора данного рассказа являются главными? Почему?

Человеческая доброта, сострадание, отзывчивость являются главными душевными качествами человека. Автор показывает, что добро добром возвращается к человеку, а зло будет наказано.

Бабушка приютила котёнка, и Бог наградил её за милосердие: она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил котёнка, залез в чужой сад и был выгнан оттуда хозяином.

 

8. Кто ещё из писателей русской классики обращался к теме доброты и сострадания?

К данной теме обращался А. И. Солженицын в своем рассказе «Матрёнин двор». Матрёна Васильевна была настоящей русской женщиной с широкой душой. Она могла всё лучшее отдать близким, работать, только чтобы им было хорошо. Словом, она жила не для себя, а для родных, которые этого не ценили.

В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество у милосердию и состраданию к крестьянам, которые угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство — это не титул, а добродетель.

 

 

Рецензент: Григорьева Вера, ФЛ-РЛБ-51.