Система вопросов к рассказу Евгения Лукина «Урок прикладной морали»

Система вопросов к рассказу Евгения Лукина «Урок прикладной морали»

Вступительное слово:

На сегодняшнем уроке мы с вами обратимся к творчеству современного писателя Евгения Лукина.

Лукин Евгений Юрьевич родился 5 марта 1950 в городе Оренбург.

По образованию филолог. Окончил историко-филологический факультет Волгоградского пединститута в 1972 году.

Евгений Лукин с детства пишет стихи, которые печатаются в газетах. Первые фантастические рассказы нигде не печатаются, но в 1981 году повесть «Каникулы и фотограф» попадает в руки редактора газеты «Вечерний Волгоград», где впоследствии и выходит.

В 1990 году Евгения Лукина принимают в Союз писателей СССР.

Евгений Лукин начинает писать романы: «Зона справедливости», «Катали мы ваше солнце», «Алая аура протопарторга», «Разбойничья злая луна», «Чушь собачья».

Вышло несколько сборников: «Фарфоровая речь», «Чёртова сова» и др.  Также писатель записывает диски авторской песни и переводит зарубежную фантастику: Пирса Энтони и Барбару Хэмбли. Сейчас живёт в Волгограде.

Отличительная черта произведений Лукина — его блестящий, поэтичный язык, а также искромётный, тонкий юмор. Его рассказы и повести вошли в золотой фонд современной русской фантастики.

Евгений Лукин на первом Ижевском Фестивале Фантастики 16 декабря 2015
Фото: Егор Артемьев

Сегодня мы обратимся к рассказу Евгения Лукина «Урок прикладной морали».

Рассказ входит в сборник «Портрет кудесника в юности», который в свою очередь входит в цикл «Баклужинский цикл».

Система вопросов:

1)    Какое впечатление произвел на вас рассказ? Какие чувства вы испытывали во время прочтения?

Рассказ смешной, но после его прочтения остается грустный осадок, ведь человек, на самом деле, занимался тем, чем не хотел заниматься. Главный герой не мог жить в гармонии с собой. Он запретил себе делать все, что считал неправильным, но сам в тайне желал этого, возможно, даже не осознавая это.

2)    Почему герой обращается к магу, а не к врачу?

Потому что главный герой верит в магические способности Ефрема Нехорошева. Тем более он обращался к доктору, но это не помогло ему, а стало только хуже: «Прописали мне снотворное… – всё ещё задыхаясь, начал он. – Очень сильное средство. Засыпаешь – как в погреб проваливаешься…<…> И вот просыпаюсь сегодня среди ночи…<…>Стою в переулке, в двух шагах от дома, одетый, с кейсом…».

3) А помогает в ли магия главному герою? В чем проявляется магическое?

В целом, магия проявляется в его снах, как он он грабит банки «в Баклужино… Иногда в Суслове». Нет, магия и чародей никак не могут помочь герою в его недуге, но герой воспринимает  волшебство как обыденность и считает, что Нехорошев и Портнягин вылечат его.

4)    Как вы думаете, что означает слово «прикладная»? И может ли быть мораль прикладной?

Значение слова «прикладная» предполагает практическое значение. Мораль не может быть прикладной, но, к сожалению, в современном обществе люди стараются найти практическое применение даже тем вещам, которые его не имеют. Возможно, они делают это для собственной выгоды.

5)    Откуда взят эпиграф к рассказу? Как он связан с содержанием произведения?

Эпиграф взят из стихотворения Мария Петровых «Сон на рассвете», в котором главная героиня во сне видит своих умерших родителей. Из данного примера мы можем сделать вывод, что человек во сне видит то, что желает видеть наяву.

6)    Можно ли сказать, что сон помогает раскрыть внутренний мир героя?

Да, сон помогает раскрыть внутренний мир персонажа, так как в конце рассказа мы понимаем, что герой действительно желал ограбить банк. То есть сон является проекцией желаемой реальности.

7)    Может ли человек преподавать мораль, если сам не соблюдает её принципы?

Нет, не может, ведь преподаватель должен быть компетентным в той области, которую он преподносит своим ученикам. Невозможно научить правилам, которых сам не придерживаешься. Ребенок вряд ли поверит, что курить вредно, если увидит вас с сигаретой.

8)    А существуют ли такие «идеальные» люди, которые живут по принципам морали, которые приняты в обществе?

(Мнение учащихся может расходиться, но главное донести до них важность быть самим собой). Нужно действительно верить в моральные принципы и жить по ним, а не следовать за героем, который только внешне был высокоморальным человеком.

9)    Правильно ли то, что в конце рассказа герой принимает себя таким, какой он есть на самом деле?

С одной стороны, да, потому что ему стало легче жить. Но с другой – он становится преступником, который не хочет признать себя таковым и изменить себя к лучшему. «Клиент замялся, опустил глаза.

– В том-то вся и штука… – выдавил он. – Особняк не достроен, а деньги уже кончаются… Не бросать же на полдороге!».

10)    В каких еще художественных произведениях автор использует сон как литературный прием? И какую функцию этот прием выполняет в этих произведениях?

Сон как литературный прием довольно часто встречается в произведениях писателей. Изображение сна, описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора.

Очень яркий пример –  сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Он показывает душевные метания героя и его несовместимость с окружающим миром.

Список источников:

  1. Официальный сайт Евгения Лукина
  2. Биографии знаменитых и известных людей
  3. Евгений Лукин «Урок прикладной морали»

Рецензент: Екимцова Елизавета ФЛ-РЛБ-51.