Система вопросов к сказке Александра Кабакова «Голландец»

Система вопросов к сказке Александра Кабакова «Голландец»

Вступительное слово

Александр Абрамович Кабаков — одна из наиболее значимых фигур в современной литературе. В настоящее время Александр Кабаков  широко известен как автор рассказов, повестей, романов, драматических произведений, публицист и литературный критик.  По его произведениям сняты фильмы, книги изданы во многих странах мира.

Фото из интервью Александра Кабакова «Не положено мне быть богатым и успешным» на сайте whynotportal.ru Игорь Свинаренко https://whynotportal.ru/aleksandr-kabakov-ne-polozheno-mne-byt-bogatym-i-uspeshnym/3/

Александр Кабаков родился в 1943 году в Новосибирске. Сначала, пойдя по стопам отца, он выбирает ракетную специальность и поступает в университет на инженера. Но вскоре находит свое истинное призвание и с 1972 года начинает профессионально заниматься журналистикой.

В 1975 году Александр Кабаков обращается к литературе, его первые произведения — юмористические рассказы. Знаменитым писателя сделал его роман «Невозвращенец», вышедший в 1988 году.  С тех пор он выпустил более десяти книг.

Александр Кабаков является лауреатом многих премий: «Золотой теленок», «Проза года», «Большая книга», премия Ивана Бунина и др. Многие из них — за сборник «Московские сказки» (2005).

По мнению критиков, «Московские сказки» — попытка автора вычленить из повседневной реальности мистическую составляющую, а также попытка осознать эту самую реальность и вписать ее в контекст знакомых с детства сюжетов.

Система вопросов

1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?
В начале произведение кажется смешным, но по мере приближения к концу становится больше грустно, чем смешно. Последние строки заставляют задуматься о судьбе нашего общества и о своем месте в нем.

2. На какую известную легенду наталкивают читателя название и текст произведения?
Название («Голландец») и некоторые моменты в тексте (светящийся ореол, скелеты, наклейка с буквами NL, золотой дукат) отсылают читателя к легенде о Летучем голландце, корабле-призраке, встреча с которым несет беду.

3. Перед нами одна из главных черт литературы постмодернизма — интертекстуальность. Для чего автор обращается к известному сюжету?
Автор переносит старый сюжет в новую действительность, благодаря чему кажется, что описываемое в произведении происходит рядом с нами, и текст обретает большую достоверность.

4. Как мы узнаем, что действие происходит в современности? Зачем автор переносит легенду в современные условия?
Перенос действия в современность достигается описанием существующих ныне реалий, добавлением знакомых читателю деталей повседневности. Так, действие происходит на московских дорогах, герои водят «джипы», посещают ночные клубы, в тексте встречаются «гаишники», политики. Также перенос легенды в современные условия достигается использованием современного языка («трафик», «сейчас я их сделаю», «клипмейкер» и т.д.).

Автор переносит легенду в современные условия для того, чтобы обратить внимание читателя на проблемы современного общества.

5. Какие проблемы современного общества затрагивает автор? Кем являются герои произведения?
Герои произведения — представители современного нам общества, каждый из которых является носителем какой-либо отрицательной черты или представляет собой пример неподобающего поведения. Например, пьяный бандит, не соблюдающий правила дорожного движения, легкомысленная девушка, ворующий политик, милиционеры, думающие только о взятках и т.п. Соответственно, общественные проблемы, на которых автор акцентирует внимание, — это вождение в алкогольном и наркотическом опьянении, легкомысленность и ветреность, нарушение должностных обязанностей, нарушение закона и др.

6. Заслуживают ли герои полученного ими наказания?
С одной стороны, заслуживают, так как вели непорядочный образ жизни, с другой стороны — эти люди являются значительной частью современной действительности и если наказать их всех, то получится слишком много жертв. Эти герои могли бы стать примером для того, чтобы носители их пороков сделали нужные выводы.

7. Поучительность — черта не только легенды, сюжет которой заимствует автор, но и одна из черт сказки. Есть ли в этом произведении другие сказочные черты?
В произведении много сказочных черт. Например, наличие зачина («Впервые он был замечен около одиннадцати вечера…») и концовки (В общем, ладно. Вот раздувается над горизонтом низкая сизая туча…»), противостояние злу, от волшебной сказки — фантастические, волшебные силы. Черты бытовой сказки заключаются в том, что сюжет разворачивается не в вымышленном мире, а в реальности (Москва) и носит социально-бытовой характер, описывается жизнь обычных людей.

8. Какой вывод можно сделать  о жанре произведения?
В произведении наблюдается свойственный постмодернизму синтез жанров. Мы видим и подстроенный под современные реалии легендарный сюжет (что позволяет нам сделать вывод о жанре произведения как о городской легенде), и литературную сказку, которая построена по трансформированным законам волшебных и бытовых сказок.

10. Какой еще русский автор обращался к жанру сказки с целью обличения явлений действительности? Почему авторы выбирают именно этот жанр?
Известным автором сатирических сказок является  М.Е. Салтыков-Щедрин («Дикий помещик», «Премудрый пескарь»). Авторы обращаются к жанру сказки, так как мистическая основа сказочного сюжета позволяет поделиться социальными наблюдениями, обличить отрицательные качества современного общества.

 

Рецензент: Ильин Илья

Список источников

  1. Чанцев А. Агасфер возвращается // Октябрь. — 2005. — №9. — С.183-185
  2. Сизых О.А. Морфология московской сказки А.А. Кабакова // В мире научных открытий. — 2010. — №6.3. — С. 163-165
  3. Александр Кабаков — биография // LiveLib [Электронный ресурс].
    URL: https://www.livelib.ru/author/5006-aleksandr-kabakov